Братья из Кубачи
Наблюдая за тем, как кропотливо трудится над созданием очередного шедевра кандидат педагогических наук, заслуженный художник Дагестана, член Союза художников России Абдулла Шахаев (на снимке), в очередной раз приходишь к выводу, что качество исполнения ювелирного украшения зависит от опыта и мастерства умельца.
Шахаевы – одна из самых известных династий мастеров-златокузнецов, их творчество привлекает внимание многих ценителей искусства. Вот и сейчас спустя несколько недель после вернисажа интерес к выставке «Династия Шахаевых. Хранители кубачинских традиций», организованной в рамках проекта «Уроки мастера» в этнографическом музее «Дагестанский аул», не угасает. Полюбоваться экспозицией, гармонично объединившей творчество семи представителей знаменитой династии, приходят не только жители республики, но и многочисленные туристы.
Абдулла Шахаев – представитель среднего поколения кубачинских мастеров. Он один из ведущих дагестанских ювелиров, владеет всеми техниками ремесла, включая гравировку, чернь, насечку золотом, резьбу по кости, перегородчатую эмаль. Но, пожалуй, самая любимая – филигрань. Её называют апофеозом древнего искусства, и такая техника требует огромной концентрации, точности движений и упорства в работе.
Художник-ювелир создал более 250 произведений. Женские украшения, оружие, столовое серебро, кубки, декоративные блюда, шкатулки и другие предметы искусства выполнены в лучших кубачинских традициях, отличаются высоким техническим уровнем, интересным дизайном, особой утонченностью орнамента. Его работы хранятся в Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург), в Государственном музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), музеях республики, а также в частных собраниях.
Наш герой родился в семье потомственного ювелира Шапи Закарияевича Шахаева (1923–2002). Прадед по отцу Миже Магомед с сыновьями Закарьей, Саидом и Гаджи-Гасаном отходничали в городах Северного Кавказа: работали в Екатеринодаре, Армавире, Владикавказе, специализируясь на парадном оружии для царской армии и женских традиционных украшениях, имели патент и пробирное клеймо. Братья Шахаевы были мастерами высочайшего уровня.
– В 1899 году во время военного смотра в Майкопе императору Николаю II преподнесли работы Закарьи и Саида Шахаевых – парадный набор собственного изготовления: шашку и кинжал в ножнах, пояс к ним. Изделия были выполнены с глубокой гравировкой, только что начатой в тот период, со вставками из эмали (техника использовалась лишь в Петербурге), нефритовыми вставками и золотой насечкой. Император за такой уникальный подарок наградил мастеров банкнотой, не вписав цену. В 1992 году набор был выставлен на продажу на аукционе «Сотбис». Как изделие попало туда, выяснить не удалось, – делится семейной историей Абдулла Шапиевич.
Пройдя через сложные исторические, нередко драматические события Кубачи смог выстоять, сохранить свою идентичность. Выдающийся кавказовед Е.М. Шиллинг, посвятивший изучению кубачинской культуры долгие годы, считал, что в длительном процессе ассимиляции даргинских племен Кубачи удалось устоять как «элементу наиболее устойчивому и жизнеспособному, сохранившему почти неприкосновенно все особенности своей более высокой культуры».
С момента создания в Кубачах художественного комбината творческая жизнь Шахаевых неразрывно связана с ним. В 1937 году один из них Гаджи-Абакар участвовал в международной художественно-промышленной выставке в Париже, в 1939-м – в международной выставке в Нью-Йорке, в 1947-м – во всероссийской выставке промкооперации в Москве.
В настоящее время семь братьев Шахаевых, среди которых есть врачи, педагоги, инженеры-строители, помимо основной профессии в свободное время занимаются ювелирным делом.
Абдулла Шапиевич, средний из сыновей, единственный, кто полностью посвятил жизнь искусству знаменитых предков. Ювелирному делу, как и все кубачинские мальчишки, он обучался с малых лет, начиная с цепочек для комбината, постепенно осваивая разные техники. К слову, Кубачинская СОШ в те годы входила в двадцатку лучших школ России. В начале 1960-х, как и по всей стране, в программу было введено обязательное производственное обучение. Но вскоре в других регионах новация не оправдала ожиданий, в Кубачи же предмет «Основы кубачинского искусства» сохранился до наших дней.
В 1970–1980-е годы работы учащихся школы выставлялись на многих экспозициях за пределами Дагестана, в том числе и на ВДНХ, всегда получая первые места и награды. В 1975 году ученик 9 класса Абдулла Шахаев за кубачинский свадебный браслет получил бронзовую медаль и денежную премию в 25 рублей. А через год учащиеся школы по заказу обкома комсомола ДАССР изготовили адресную папку для поздравления ХХІV съезда КПСС с портретом Ленина, выполненную в технике гравировки, эмали и филиграни. Абдулла с одноклассниками под руководством замечательного педагога Г. Изабакарова принимал участие в ответственном задании.
– После окончания школы я решил стать архитектором и поступил на строительный факультет Дагестанского политехнического института, планируя в дальнейшем перевестись в Москву, но не сложилось. Окончив институт, несколько лет работал ассистентом кафедры «Технология строительного производства и строительных материалов». В 1990 году. завкафедрой декоративно-прикладного искусства худграфа
Р. Микаилова пригласила на преподавательскую работу. И вот уже более 30 лет преподаю предметы «Проектирование изделий», «Технология ювелирных изделий» и «Основы производственного мастерства», – рассказывает он.
Через мастерскую Шахаева прошли более 1000 студентов, из них свыше 200 сегодня работают в Москве, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае и, конечно, по всему Дагестану. Он заслуженный работник науки и образования РАЭ, участник 50 республиканских, всероссийских, межвузовских выставок, кандидат педагогических наук, автор 46 печатных трудов.
– Изначально мы задумывали совместную с моими дипломниками выставку, приуроченную к Году педагога и наставника. В ходе подготовки было принято решение о проведении выставки представителей династии Шахаевых, а первоначальную идею планируем реализовать до конца года, – подчеркнул наш собеседник.
Особенные у Абдуллы Шапиевича выходные дни – ювелирному делу он учит внуков. Так сохраняется связь между поколениями, появляются династии мастеров, многие из которых навсегда вписали свои имена в историю кубачинского искусства.