Купить PDF-версию
10:28 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X

Братья из Кубачи

Наблюдая за тем, как кропотливо трудится над созданием очередного шедевра кандидат педагогических наук, заслуженный художник Дагестана, член Союза художников России Абдулла Шахаев (на снимке), в очередной раз приходишь к выводу, что качество исполнения ювелирного украшения зависит от опыта и мастерства умельца.

Шахаевы – одна из самых известных династий мастеров-златокузнецов, их творчество привлекает внимание многих ценителей искусства. Вот и сейчас спустя несколько недель после вернисажа интерес к выставке «Династия Шахаевых. Хранители кубачинских традиций», организованной в рамках проекта «Уроки мастера» в этнографическом музее «Дагестанский аул», не угасает. Полюбоваться экспозицией, гармонично объединившей творчество семи представителей знаменитой династии, приходят не только жители республики, но и многочисленные туристы.

Абдулла Шахаев – представитель среднего поколения кубачинских мастеров. Он один из ведущих дагестанских ювелиров, владеет всеми техниками ремесла, включая гравировку, чернь, насечку золотом, резьбу по кости, перегородчатую эмаль. Но, пожалуй, самая любимая – филигрань. Её называют апофеозом древнего искусства, и такая техника требует огромной концентрации, точности движений и упорства в работе.

Художник-ювелир создал более 250 произведений. Женские украшения, оружие, столовое серебро, кубки, декоративные блюда, шкатулки и другие предметы искусства выполнены в лучших кубачинских традициях, отличаются высоким техническим уровнем, интересным дизайном, особой утонченностью орнамента. Его работы хранятся в Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург), в Государственном музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), музеях республики, а также в частных собраниях.

Наш герой родился в семье потомственного ювелира Шапи Закарияевича Шахаева (1923–2002). Прадед по отцу Миже Магомед с сыновьями Закарьей, Саидом и Гаджи-Гасаном отходничали в городах Северного Кавказа: работали в Екатеринодаре, Армавире, Владикавказе, специализируясь на парадном оружии для царской армии и женских традиционных украшениях, имели патент и пробирное клеймо. Братья Шахаевы были мастерами высочайшего уровня.

– В 1899 году во время военного смотра в Майкопе императору Николаю II преподнесли работы Закарьи и Саида Шахаевых – парадный набор собственного изготовления: шашку и кинжал в ножнах, пояс к ним. Изделия были выполнены с глубокой гравировкой, только что начатой в тот период, со вставками из эмали (техника использовалась лишь в Петербурге), нефритовыми вставками и золотой насечкой. Император за такой уникальный подарок наградил мастеров банкнотой, не вписав цену. В 1992 году набор был выставлен на продажу на аукционе «Сотбис». Как изделие попало туда, выяснить не удалось, – делится семейной историей Абдулла Шапиевич.

Пройдя через сложные исторические, нередко драматические события Кубачи смог выстоять, сохранить свою идентичность. Выдающийся кавказовед Е.М. Шиллинг, посвятивший изучению кубачинской культуры долгие годы, считал, что в длительном процессе ассимиляции даргинских племен Кубачи удалось устоять как «элементу наиболее устойчивому и жизнеспособному, сохранившему почти неприкосновенно все особенности своей более высокой культуры».

С момента создания в Кубачах художественного комбината творческая жизнь Шахаевых неразрывно связана с ним. В 1937 году один из них Гаджи-Абакар участвовал в международной художественно-промышленной выставке в Париже, в 1939-м – в международной выставке в Нью-Йорке, в 1947-м – во всероссийской выставке промкооперации в Москве.

В настоящее время семь братьев Шахаевых, среди которых есть врачи, педагоги, инженеры-строители, помимо основной профессии в свободное время занимаются ювелирным делом.

Абдулла Шапиевич, средний из сыновей, единственный, кто полностью посвятил жизнь искусству знаменитых предков. Ювелирному делу, как и все кубачинские мальчишки, он обучался с малых лет, начиная с цепочек для комбината, постепенно осваивая разные техники. К слову, Кубачинская СОШ в те годы входила в двадцатку лучших школ России. В начале 1960-х, как и по всей стране, в программу было введено обязательное производственное обучение. Но вскоре в других регионах новация не оправдала ожиданий, в Кубачи же предмет «Основы кубачинского искусства» сохранился до наших дней.

В 1970–1980-е годы работы учащихся школы выставлялись на многих экспозициях за пределами Дагестана, в том числе и на ВДНХ, всегда получая первые места и награды. В 1975 году ученик 9 класса Абдулла Шахаев за кубачинский свадебный браслет получил бронзовую медаль и денежную премию в 25 рублей. А через год учащиеся школы по заказу обкома комсомола ДАССР изготовили адресную папку для поздравления ХХІV съезда КПСС с портретом Ленина, выполненную в технике гравировки, эмали и филиграни. Абдулла с одноклассниками под руководством замечательного педагога Г. Изабакарова принимал участие в ответственном задании.

– После окончания школы я решил стать архитектором и поступил на строительный факультет Дагестанского политехнического института, планируя в дальнейшем перевестись в Москву, но не сложилось. Окончив институт, несколько лет работал ассистентом кафедры «Технология строительного производства и строительных материалов». В 1990 году. завкафедрой декоративно-прикладного искусства худграфа
Р. Микаилова пригласила на преподавательскую работу. И вот уже более 30 лет преподаю предметы «Проектирование изделий», «Технология ювелирных изделий» и «Основы производственного мастерства», – рассказывает он.

Через мастерскую Шахаева прошли более 1000 студентов, из них свыше 200 сегодня работают в Москве, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае и, конечно, по всему Дагестану. Он заслуженный работник науки и образования РАЭ, участник 50 республиканских, всероссийских, межвузовских выставок, кандидат педагогических наук, автор 46 печатных трудов.

– Изначально мы задумывали совместную с моими дипломниками выставку, приуроченную к Году педагога и наставника. В ходе подготовки было принято решение о проведении выставки представителей династии Шахаевых, а первоначальную идею планируем реализовать до конца года, – подчеркнул наш собеседник.

Особенные у Абдуллы Шапиевича выходные дни – ювелирному делу он учит внуков. Так сохраняется связь между поколениями, появляются династии мастеров, многие из которых навсегда вписали свои имена в историю кубачинского искусства.

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

25
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

47
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

45
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

40
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

74
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

45
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

91
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

39
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

75
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

94
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...