Купить PDF-версию
11:47 | 29 ноября, Ср
Махачкала
Weather Icon
Weather Icon
X
10:20  27.10.23

…Будем помнить о ней

Эльмира Абдуллаева, кандидат искусствоведения
40

_ 50 лет назад было положено начало формированию отдела истории искусств Дагестанского филиала Академии наук СССР. Изучением народного и профессионального искусства Дагестана с самого начала занимались, как показало время, преданные своему призванию люди. В ряду этих ярких представителей дагестанской гуманитарной науки и Гулизар Ахмедовна Султанова (на снимке), достойно выполнявшая важную миссию ученого-театроведа, исследователя, театрального критика, просветителя.

И так было, видимо, предначертано судьбой, что родившаяся и выросшая в дружной многодетной семье Чавтараевых в горном селе Кума в окружении прекрасной природы Гулизар сформировалась как талантливая, неординарная личность.

Окончив 7 классов Куминской школы, а затем первое Дагестанское педучилище в Буйнакске, Гулизар Ахмедовна преподавала в школах Лакского района. И уже в те годы, участвуя в художественной самодеятельности, талантливая девушка привлекла к себе внимание и стала всеобщей любимицей.

В 1959-1960 годах в преддверии Декады искусства и литературы Дагестана в Москве как лауреат республиканского фестиваля она была приглашена в Лакский драматический театр им. Э. Капиева для участия в декадном спектакле. Наравне с профессиональными актерами Гулизар играла одну из главных ролей. Успех был оглушительный. Министр культуры РСФСР Алексей Попов предложил ей выбрать для поступления любой театральный вуз столицы. Но сельской девушке, привыкшей к тишине, Москва не понравилась своим шумом, суетой, и она вернулась в родное село, продолжив педагогическую работу и сотрудничество с Лакским театром. В последующем поступила на театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра музыки и кинематографии. Окончив вуз в 1965 году с красным дипломом, стала первым профессиональным театроведом Дагестана.

В качестве старшего редактора студии телевидения ею были созданы передачи об Исбат Баталбековой, Мурадхане Кухмазове, проведен цикл творческих вечеров о национальных театрах республики. Поднимаемые ею темы вызывали неподдельный интерес зрителей к истокам народных традиций.

Но стремление дойти до сути вещей, понять и проследить социально-исторические процессы в театральном искусстве очень волновало Г. Султанову, и, имея уже небольшой научный опыт работы в качестве младшего научного сотрудника в отделе энциклопедии Дагестанского филиала Академии наук СССР, она поступила в очную аспирантуру при ЛГИТМиКе. По окончании аспирантуры, блестяще защитив диссертацию, одной из первых в Дагестане получив ученую степень кандидата искусствоведения, продолжила научную деятельность в только что созданном в 1973 году отделе истории искусств Дагестанского филиала Академии наук СССР.

С момента основания отдела в течение полувека Гулизар Ахмедовна занималась исследовательской работой, была организатором научной деятельности. Проявила себя как исследователь с разносторонними научными интересами. Она изучила проблемы истории и современного состояния дагестанской многонациональной драматургии и театрального искусства. В многоаспектных вопросах театра была авторитетным профессионалом.

Современный театр постоянно меняется, поэтому как театровед Гулизар Ахмедовна стремилась быть в гуще театральных событий: участвовала в фестивалях театров, следила за современными российскими и мировыми театральными тенденциями. В ее статьях, монографиях и докладах на конференциях всегда излагалась исчерпывающая информация о драматургах, выдающихся театральных деятелях и мастерах сценического искусства, а сложные проблемы театральной драматургии ученым рассмотрены в контексте общероссийских театральных процессов и межнационального взаимодействия художественных культур.

Г. А. Султанова – автор более 150 исследовательских работ, в числе которых 15 монографий: «Театр-первенец» (Махачкала, 1973), «Революции посвящается» (Махачкала, 1982), «В поисках современности» (Махачкала, 1993), «Гамид Рустамов» (Махачкала, 1994), «Многонациональный театр Дагестана» в двух частях (1993, 2009) и другие.

Ее проблемные статьи по дагестанскому театральному искусству вошли в такие фундаментальные коллективные труды, как: «Многоязычный театр России» (Москва, 1982), «Очерки истории советского искусства Дагестана» (Москва, 1987), «Искусство Дагестана в XX столетии» (Махачкала, 2012).

Коллективная монография с участием Гулизар Ахмедовны «Искусство Дагестана в годы Великой Отечественной войны» (Махачкала, 1984) и ее монографии «Многонациональный театр Дагестана» (Махачкала, 1993), «Фольклор в драматургии и театре» (Махачкала, 2008) удостоены Государственных премий Дагестана. Это результат многолетней упорной и скрупулёзной работы серьезного ученого, создавшего исследования об истории всех наших театров с первых шагов их становления и развития до анализа современных процессов XXI века. Лучшие работы известных артистов, режиссеров и театральных художников, их имена и творческий вклад в национальную и общероссийскую культуру, то есть вся панорама театральной жизни как культурного достояния народа сохранена в монографиях Султановой для истории и будущих поколений. Ее исследования составляют золотой фонд истории искусств Дагестана.

Научную театроведческую деятельность она не мыслила без активной общественной работы. Участвовала в работе ученого совета ИЯЛИ ДНЦ РАН, являлась членом правления Дагестанского отделения Союза театральных деятелей России. Гулизар Ахмедовна показала себя и как отличный педагог театрального отделения факультета культуры Дагестанского государственного университета, погружая в основы знаний по теории и истории театра студентов, многие из которых сегодня уже успешные актёры.

Имя этого театрального критика, театроведа, исследователя и летописца сценической культуры известно не только в нашей республике. Центральные журналы «Театр» и «Театральная жизнь», «Страстной бульвар, 10» и «Многоязыкий театр России» с благодарностью принимали к публикации ее статьи, рецензии и обзоры о деятельности дагестанских национальных театров и театров Северного Кавказа.

Большой вклад внесла Султанова в создание и продвижение на сцену современной драматургии, активно сотрудничала с драматургами республики, инициировала проведение ряда семинаров, конкурсов, лабораторий и курировала их. Являлась автором блистательных переводов пьес А. С. Пушкина, А. Н. Островского, К. Гольдони, Ж.-Б. Мольера, В. С. Розова, У. Гаджибекова, Ч. Т. Айтматова, Д. Н. Валеева, Г. Д. Хугаева, поставленных на сцене Лакского театра. Ее выступления в качестве театрального критика при обсуждении пьес и спектаклей республиканских театров, а также как члена жюри многочисленных театральных фестивалей были предметны и компетентны.

Да, Гулизар Ахмедовна для нас человек театра и человек науки, но прежде всего мы будем помнить о ней как о человеке с большой буквы. Она могла, превозмогая боль, любить людей, делать добро и помогать словом, участием и делом.

Новости от партнеров

Статьи из «Театры»

Театр воспитывает

1
Как и любое искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые были подмечены еще...

Каждый выбирает сам…

12
Жизнь, которую мы проживаем, – это результаты наших предыдущих решений. Благополучие или...

В непривычном исполнении

14
По произведениям Расула Гамзатова ставилось множество спектаклей. Некоторые из них...

Сказание о храбром Хочбаре

22
Дагестан подарил миру многих легендарных личностей, воплощающих идеалы свободы и...

Не имеющая аналогов

11
Артист Даргинского театра им. О. Батырая, великолепный чтец Абдусамад Алиев достойно...

Расул, которого все знают

79
Юбилейный осенний марафон театральных постановок по Расулу Гамзатову продолжается. На этот...

В театре и на эстраде

55
Не так много на сцене Лакского театра актрис с тонким художественным вкусом и высочайшим...

Навстречу приключениям

21
В Избербаш пришла чудесная осенняя пора, а в Даргинском театре им. Омарла Батырая на радость...

Республика мечты

84
За этот юбилейный Гамзатовский год много мы видели спектаклей, посвященных поэту и...

120 лет – возраст обновления

42
Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр им. Сулеймана Стальского за свою...

Театр на стыке культур

20
В Махачкале – театральная премьера. Казалось бы, кого сегодня этим удивишь: театральная...

От Серебряного века до Расула Гамзатова

10
«Медальоны» – так назвал театр из Пятигорска CREDO...