Будет жить и развиваться
Дагестан многие века славится своими мастерами народных промыслов. Здесь издавна получили широкое, повсеместное развитие художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, ювелирное и гончарное искусство, обработка кости, узорное вязание, золотошвейное дело. А ковры ручной работы искусных мастериц из Южного Дагестана были известны при дворах королей не только Ближнего Востока, но и Европы.
Еще в эпоху Средневековья сложились крупные специализированные центры по производству изделий художественного ремесла. Особенно славились изделия из аулов Кубачи, Кумух, Гоцатль, Унцукуль, Балхар, Сулевкент, Ахты, Хучни, Хив, Микрах и др.
Искусство народных промыслов большого совершенства достигло в XIX веке. Сел. Чох, Харбук, Амузги, Кубачи, Кумух и другие были известны на всем Востоке своими кинжалами и другим холодным оружием, даже огнестрельным. Кубачи и Кумух издавна славились мастерами-ювелирами. В Унцукуле из кизилового или абрикосового дерева изготавливали инкрустированные серебром или мельхиором трости, курительные трубки. Гончары из Сулевкента поставляли всему Дагестану керамическую посуду и сувенирные изделия. В сел Испик тоже изготавливали керамику по особой технологии: перед обжигом ее окунали в молоко, получались оригинальные, не похожие ни на чьи другие, неповторимые изделия. Золотых дел мастера из Кумуха были известны не только в Дагестане и России, но и далеко за пределами Российской империи.
Высокого уровня достигло мастерство народных умельцев в XX веке. Признанием этого явилось то, что на Международной выставке 1937 года в Париже кубачинские мастера Ахмед Кишев и Абдулла Тупчиев были удостоены денежных премий. А на Всемирной Брюссельской выставке в 1957 г. за кубачинские изделия из серебра Большой золотой медали был удостоен Дагестанский промсовет, Большой серебряной медалью отмечены изделия балхарских и унцукульских мастериц. Таких примеров в истории народных промыслов в республике много.
Но со временем под натиском массового фабричного производства многие виды народного ремесленного мастерства стали угасать. В последней трети прошлого столетия некоторые из них были практически забыты. К счастью, нашлись энтузиасты, которые не дали умереть народному мастерству. Ныне все более активно возрождаются испикская и сулевкентская керамика, кайтагская вышивка, золотошвейное дело и другие. В этом ряду также пошив и изготовление традиционной одежды народов Дагестана как своеобразного вида прикладного искусства. Примером этого служат мастера из села Телетль.
Государство оказывает помощь и материальную поддержку народным мастерам. Лучшие из них отмечены присвоением почетных званий, награждением медалями престижных выставок. Это внушает уверенность в том, что судьба народных художественных промыслов в надежных руках, искусство народных мастеров не забудется, не уйдет в прошлое, а будет жить и развиваться.