Был ли прототип Бэлы?
Какие только удивительные истории не происходили на земле Дагестана! Одна из них описана в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Книга повествует о том, как русский офицер Печорин похитил девушку Бэлу и держал ее в крепости «Каменный брод».
На первый взгляд, сюжет этой части романа кажется вымышленным. Я считаю, что великий поэт непременно слышал немало историй, из которых постепенно возникла удивительная «Бэла».
А происходили ли подобные истории в Дагестане? Да, и притом не однажды. Чтобы не быть голословным, приведу лишь два примера.
В 1912 году в горах стояла рота 207-го Ново-Баязетского полка. Некий красавец поручик увлекся местной девушкой Патал Баху. Любовь оказалась взаимной. Она ушла за толстые стены крепости. Легко догадаться, что день возвращения домой для красавицы Патал Баху стал бы и последним. Но и в крепости девушка оставаться не могла, не получилось заглушить укоры совести. Родственники девушки не трогали поручика до поры до времени – до удобного случая. Узел был до того затянут, что распутать его никто не мог. Не находя выхода, влюбленные покончили жизнь самоубийством.
«Бэлу» нашел я и в Чираге. Правда, здесь нет точного совпадения с перипетиями главы из «Героя нашего времени» и с предыдущей историей. Да это и не обязательно.
Директор Чирагской школы Магомед Курбанисмаилович Мамацаев поведал мне: «Лет 15 назад я был в гостях у даргинского композитора Магомеда Касумова. Вечер прошел очень интересно. Но одна история, рассказанная его супругой, взволновала меня. В годы Кавказской войны в Чираге жила редкой красоты девушка, ну чисто бриллиант. Она, конечно, не могла быть не замеченной офицерами Чирагского укрепления. Двое из них, понимая, что родители девушки ни за какие блага на земле не выдадут ее за иноверца, решили похитить красавицу. Прошло какое-то время, и офицеры сумели осуществить свой опасный до чрезвычайности план. Решив отвезти девушку в Тифлис, они пошли даже на такой крайний шаг, как дезертирство.
Узнав о происшествии, в крепости забили тревогу. За беглецами отправили погоню и в перестрелке тяжело ранили того, кто собирался сделать беглянку своей супругой. Умирая, он завещал товарищу, чтобы тот в Тифлисе передал ее высокопоставленному родственнику, и так как после случившегося горянка не может вернуться домой, то пусть живет у его близких. Как просил умирающий, так и случилось. Сперва девушка попала в Тифлис, где, кроме прочих интереснейших людей, ее познакомили с А. С. Грибоедовым и его милой женой княгиней Ниной…
Судьба так распорядилась, что дагестанка оказалась в Москве. На одном балу все обратили внимание на броскую внешность девушки. На том же балу присутствовал А. С. Пушкин. Когда ему рассказали о приключениях горянки, это так заинтересовало Александра Сергеевича, что он, рассказывают, задумал написать о ней то ли стихотворение, то ли поэму. Может, гибель Пушкина на дуэли помешала исполнить эту задумку?
Тем временем девушка испытывала нестерпимую тоску по родине. Природа брала свое. Поэтому, бросив всё, она решила немедленно возвратиться в Тифлис. Но и здесь не нашла успокоения. В один осенний день, когда над городом нависли тучи и стал накрапывать дождь, она на лошади промчалась по улицам Тифлиса, будто амазонка, и, не раздумывая ни минуты, бросилась с моста в Куру…