Купить PDF-версию
05:32 | 05 ноября, Вт
Махачкала
X
06:31 26.08.2008

Быть собой, никого не копировать

Первое, что бросилось в глаза, это фотографии ювелирных изделий, развешанные на стенах небольшой, но уютной мастерской. Наш земляк Курбанали Магомедов, приветливый, с добродушной открытой улыбкой, непринужденно рассказывал о тяжелом кропотливом труде, которому посвятил всю свою жизнь.

Это сейчас он заслуженный художник Дагестана и России, председатель правления Союза художников республики, участник более 30 республиканских, всероссийских и международных выставок, «а началось все с Пушкина», — вспоминает Курбанали Магомедов. – Я узнал, что мой земляк поступил на художественно-графический факультет и нарисовал портрет Пушкина. Получил одобрение учителей. Тогда я почувствовал в себе задатки художника и сдал документы в пединститут. Мне сказали, что легче поступить на отделение металла, но учиться там труднее. Так я связал свою жизнь с ювелирным делом.

— Насколько мне известно, вы работаете в сложной технике – филиграни. Похоже, вы легких путей в жизни не ищете.

— Эта техника известна издавна, но филигрань филиграни рознь. В Эрмитаже на серьгах, найденных археологами в захоронениях древних скифов, только под большим увеличительным стеклом можно увидеть, как несколько мелких зерен спаяны между собой и между ними ещё есть пространство, а для невооруженного глаза серьга смотрится просто обложенной зернышками. Знаменитая фирма «Фаберже» попыталась повторить эту филигрань, но не смогла. Поэтому любое спаивание двух проволок и зерен между собой нельзя называть филигранью.

— Как часто в своем творчестве вы обращаетесь к элементам старинных украшений?

— Когда работаешь над изделием, всегда отталкиваешься от чего-то увиденного ранее. Я обращаюсь к старинной форме, использую стилизацию цветка. Вот в этом колье, например, первый ряд подвесок повторяет рисунок старинного колье, второй ряд – плод моей фантазии, где в одной маленькой подвеске около 120 элементов.

— Я обратила внимание на то, что оборотная сторона ваших изделий также безупречна.

— Наверное, как и любой художник, я стремлюсь к совершенству. А если говорить серьезно, то это одно из основных требований к себе. Красота не бывает однобокой.

— За 30 лет преподавательской деятельности в художественном училище среди Ваших учеников наверняка встречались настоящие самородки, которым удалось придать достойную огранку?

— У меня много учеников. Среди них — известная на весь мир Ася Еутых – народный художник Адыгеи. Её работы дарят главам государств. Есть также Фатима Хаджиева из Нальчика – прекрасный ювелир, член Союза художников России, недавно издала свой каталог. Игорь Чашкин из Волгограда тоже достиг хороших результатов, его отец Олег Борисович преподавал когда-то в нашем училище. Много других. Мы часто видимся, общаемся, помогаем друг другу. Мои выпускники из разных регионов России поддерживают связь с Дагестаном, поскольку здесь богатейшие традиции в прикладном искусстве, которых нет на всем Северном Кавказе. За годы моей работы в училище более тысячи человек стали мастерами своего дела. Радует, что и сын Магомед пошел по моим стопам. Он с отличием окончил наше училище, художественно-графический факультет педуниверситета, является членом Союза художников России, участвует во многих выставках. Требую, чтобы он искал свой почерк, упорно и целенаправленно трудился.

— Курбанали Магомедович, у вас есть какие-то особые педагогические методы?

— Я подсказываю малость, таким образом заставляю размышлять. Только направляю ученика, а дальше он думает сам. Художнику нужно огромное терпение, усидчивость, сила воли, необходимо продвигаться от простого к сложному, не останавливаться на достигнутом, правильно и с пользой воспринимать критику, главное быть собой, никого не копировать.

— Нелегко, наверное, совмещать общественную работу с творчеством?

— Мало времени остается для творчества. Работаю вечерами, ночами, в выходные. Мне иногда кажется, что было бы лучше, если бы в сутках было больше 24 часов. За общественной работой нельзя забывать о творчестве.  Ведь я  должен быть примером для учеников.  Если я критически отношусь к другим, то не могу снисходительно относиться к себе самому. Я очень самокритичен, стремлюсь к  новизне, новаторству на высоком профессиональном уровне.

— Вам как председателю Союза художников приходится руководить большим творческим коллективом: разные личности, характеры. Удается ли всех понять, ко всем прислушаться?

— Руководить людьми творческими нелегко. Каждый является индивидуальностью. Художники – это трепетный пласт людей искусства, которые остались, несмотря ни на что, верными своему делу. Кто-то более востребован, кто-то менее. Чтобы искусство было реализовано, необходимо, чтобы оно несло в себе гармонию и красоту. Потенциал Союза художников огромный. Мы участвуем во всех выставках, причем не занимаемся коммерцией, а пропагандируем дагестанское искусство на всероссийском и международном уровне. В частности, на недавней выставке, посвященной 65-летию Победы под Сталинградом, многие наши художники были награждены дипломами. Наши народные мастера выставлялись также на московской выставке «Отечество». Сейчас в Вологде проходит экспозиция «Народное искусство России», в которой участвуют более 20 художников из Дагестана. Прежде, чем она закроется, пройдет конференция Российской академии художеств, посвященная проблемам народного искусства России. В ней примут участие мастера, заинтересованные в сохранении и развитии народных промыслов. Я получил приглашение выступить там с докладом. Мне содействует Министерство культуры республики. Там же, в Волгограде, проходит фестиваль «Мир Кавказу», в рамках которого будут показаны 12 работ дагестанских художников. Параллельно мы планируем организовать выставку, посвященную юбилею Расула Гамзатова. Потом нас ожидает поездка в Сочи на выставку «Юг России», которая проводится каждые 4 года. Там будут представлены более 100 работ дагестанских художников. И завершит год итоговая Всероссийская выставка в центральном Доме художников в Москве.

— Сегодня среди ценителей народного искусства немало состоятельных людей. Кто-нибудь из них оказывает материальную помощь?

— Нас порадовало в этом году Шунудаг-ское биеннале, где я председательствовал в жюри. Должен выразить огромную благодарность Омари Калаеву – нашему меценату, который очень много делает для искусства,  поддерживает наших художников. Закупочный фонд на этой выставке составил 1 миллион 345 тысяч рублей. А в будущем году эта сумма может составить 5 миллионов рублей. Союз художников сам тоже занимается благотворительностью. Для поддержки акции «Дагестан без сирот» мы выставили на аукцион 26 произведений искусства. Это очень важно, что мы вносим свой вклад в такое благородное дело.

— Искренне за Вас рада, но благоприятная творческая обстановка ещё не  избавляет от вполне бытовых проблем.

— Да, у нас много нерешенных хозяйственных вопросов. Со дня строительства здания Выстовочного зала ещё не было капитального ремонта. Протекает крыша. Средств нам никто не выделяет, поэтому определённую часть денег мы собираем сами. Надеемся скоро решить эту проблему.

-Я желаю Вам успехов в решении всех проблем.
 

Статьи из «Культура»

Магия ложек

8
Ударить одну ложку о другую – дело нехитрое. А вот держать по две в каждой руке, да еще...

Бронза требует…

176
Засилье социальных сетей с их безграничной и не всегда полезной информацией сделало нас...

Акция памяти

11
В Санкт-Петербурге и других регионах нашей страны прошла XIV Всероссийская акция памяти...

История одной картины

17
Выдающийся дагестанский художник Халил-бек Мусаясул (Мусаев) (на снимке) написал много...

Перси Шелли и Дербент

9
Английский поэт Перси Биши Шелли (на снимке) является вторым по популярности стихотворцем...

Ревизия

8
Первое утро заслуженного отпуска Ивана Николаевича, одного из ведущих сотрудников...