Цепляет взгляд и просится на холст
Выставка пленэрных работ в рамках биеннале печатной графики «Кубачинская башня» открылась на днях в Историческом парке «Россия – моя история» в Махачкале. Более 30 работ рассказывают посетителю, в каком направлении развивалась и развивается в Дагестане и во всем мире графическая школа.
Напомним, «Кубачинская башня» стартовала в июле прошлого года в селении Кубачи Дахадаевского района масштабной выставкой печатной графики, в которую вошли произведения более шестидесяти авторов – от классиков дагестанского искусства до молодых авторов из городов России и зарубежья. В это же время стартовал пленэр, в котором участвовали 20 художников-графиков. Они работали в разных локациях – в селениях Кубачи, Амузги и крепости Кала-Корейш. Как итог – графические работы, которые стали неотъемлемой частью передвижной выставки. Впервые она была представлена в крепости Нарын-Кала в Дербенте, а теперь предстала вниманию и махачкалинцев.
О работе биеннале печатной графики рассказали куратор народный художник Дагестана Юсуп Ханмагомедов и координатор проекта, член Российской ассоциации искусствоведов Екатерина Дидковская.
— Реализация столь масштабного проекта стала возможна благодаря поддержке Фонда президентских грантов, — отметил Ханмагомедов. – Но ничего бы не получилось, не будь у нас сплоченной команды единомышленников. Сообща, несмотря на все сложности, мы сумели реализовать наш проект. Конечно, мы надеемся, что и в будущем году наше начинание получит финансовую поддержку. А вообще было бы замечательно, если бы это масштабное мероприятие стало традиционным и собирало в нашей республике художников-графиков с самых разных концов страны и из-за рубежа.
С мнением куратора согласны и остальные участники выставки «Кубачинская башня». Для каждого из них, в особенности для молодых авторов, биеннале стало важным событием в творческой биографии.
Выпускница художественного училища им. М. Джемала, ныне студентка четвертого курса художественно-графического факультета ДГПУ Татьяна Серебрякова отмечает:
— Я никогда не была в Кубачи, и знакомство с ним оставило множество положительных эмоций. Старинная архитектура, необычайно колоритные люди… Всё здесь цепляет взгляд и просится на холст. И в рамках пленэра мне многое удалось запечатлеть в своих эскизах.
Другая участница проекта, выпускница отделения графики художественно-графического факультета ДГПУ Этери Мусаева, напротив, – частый гость в Кубачи. Но как только был задуман проект «Кубачинской башни», она и ее друзья вновь с радостью отправились в прославленное селение.
— На протяжении всей учебы я и многие мои сокурсники ездили в Кубачи на пленэр. И всегда мы уезжали с богатым материалом, который ложился в основу наших будущих работ. В рамках биеннале также удалось плодотворно поработать. По его итогам у меня в творческом багаже новые работы, а также множество эскизов, набросков, — рассказала Этери.
— Приятно осознавать, что я часть этого масштабного проекта – первого в истории дагестанского изобразительного искусства биеннале печатной графики, — рассказывает Исхак Исхаков. — Здесь представлено творчество многих именитых художников-графиков, и очень приятно, что мои работы в одном ряду с их произведениями.
— Для меня как участника было важно, что в рамках биеннале удалось пообщаться и познакомиться с профессиональными художниками, приехавшими в Кубачи из Санкт-Петербурга, Пятигорска, Казани и других городов страны, — рассказывает художник Магомед Даудов. — Общение с ними дало возможность узнать что-то новое для себя, пополнить свой профессиональный багаж. Участвуя в организации биеннале, я был приятно удивлен тем, как много авторов решило откликнуться и принять участие в нашем проекте. Было много заявок с самых разных концов страны и зарубежья. В этом, конечно, большую роль сыграл Юсуп Мамаевич Ханмагомедов.
Выставка в Историческом парке, как было отмечено, – это уже второй выездной вернисаж в рамках биеннале печатной графики. По завершении в Махачкале он продолжит свое путешествие по Кавказу. Следующими городами, где будет представлена выставка, станут Кисловодск и Владикавказ.