Через столетия
Ручное ковроткачество – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. История искусства ковроделия уходит корнями в глубину столетий. Было время, когда этим ремеслом занимались многие наши народы. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок говорят нам о том, что жители Дагестана с древних времен занимались прядением и ткачеством.
В могильниках периода II тыс. до н.э. встречаются фрагменты различных изделий домашнего обихода, сотканных на ткацком станке из шерстяной или растительной пряжи. Историю ковроделия в Дагестане изучали доктор исторических наук Зоя Рамазанова и младший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН Саида Гарунова.
Известными центрами ручного ковроткачества являлись высокогорные лезгинские селения Ахты, Микрах, Куруш, где производились ворсовые ковры с высокой плотностью, низким ворсом и изящными рисунками. Из Кубы (Северный Азербайджан) в Дагестан «приезжали скупщики самурских ковров, при этом они привозили в виде образчиков кубинские ковры, заказывая с них копии. Долгое время вкус формировался на кубинских рисунках, являвшихся результатом обработки лезгинских, арабских, персидских, и на мотивах кочевых народов – арабесок. С другой стороны, можно с уверенностью сказать, что шло взаимовлияние орнаментов самурских и кубинских ковров. Например, рисунки «хасан-кала», «урус-тура» переданы лезгинами тюркам.
По мнению ученых, дагестанское ковроткачество — явление самобытное, своего рода синтез, отражение традиций хозяйственной жизни, материальной и духовной культуры, народного искусства. Не имеют аналогов в мире уникальные по орнаментике лезгинские безворсовые ковры «сумахи», кумыкские и аварские гладкотканые ковры «думы» и «давагины». Своеобразно сочетание кавказских и древнетюркских мотивов в каякентских коврах-паласах.
Археологические памятники свидетельствуют о том, что уже в древнекаменном веке первобытный человек обживал часть равнинной и горной территории современного Дагестана. Здесь в VI тыс. до н.э. одновременно с древнейшими мировыми цивилизациями зарождается производящее хозяйство, формируется раннеземледельческая культура, которая затем стабильно развивается в неолите, энеолите и ранней бронзе. С формированием этой культуры появляются различные домашние производства, в том числе гончарное и ткачество. В Чохском поселении (Гунибский район) были найдены окультуренные злаки, кости одомашненных животных, первое на Кавказе жилое помещение. Чохская культура близка к мезолитической культуре Юго-Восточного и Южного Прикаспия, что свидетельствует об общей этнокультурной основе народов Передней Азии и Кавказа.
Полотняное переплетение тканей, обнаруженное на фрагменте керамики Гильярского поселения (III тыс. до н.э.), свидетельствует о знакомстве древних обитателей с ткацким станком еще в медно-бронзовом веке. Самый ранний из обнаруженных в Дагестане ковров датируется XV-XVI вв. Это гладкотканый ковер — намазлык, обнаруженный в развалинах селения Ицари ( Дахадаевский район). Еще один старинный ковер датируется XVII в.
В XIX веке активизировалась международная торговля азербайджанскими и дагестанскими коврами. С их проникновения на рынки южных и других внутренних губерний Российской империи ковровый промысел в Азербайджане и Дагестане стал приобретать промышленные масштабы. К концу XIX в. число занятых ковроткачеством только в одном Кубинском уезде Бакинской губернии составляло 30 тысяч, а в Дагестане — более 40 тысяч человек.
Надо сказать, что в XIX веке меры по развитию кавказского ковроткачества предпринимались по запросу зарубежных рынков. Антикварные кавказские (азербайджанские и дагестанские) ковры сегодня представлены в зарубежных музейных и частных коллекциях.
Что касается красок, то главным цветом выступает красный. Лучшим красителем являются корни марены, которую в 30-х гг. XIX века в связи с развитием текстильной индустрии России культивировали в окрестностях Дербента и прилегающих к нему районах в промышленных масштабах. Сочетания некоторых растений или ореховой и дубовой коры давали черный цвет. Коричневые тона получали от листьев и коры ореха, дуба, алычи.
Среди орнаментальных мотивов дагестанских ворсовых ковров Южного Дагестана встречаются изображения орудий труда, предметов быта, человека, растений и животных. Все узоры имеют наименования.
Безворсовые ковры кумыков исследователи делят на казанищенские, кумторкалинские, какашуринские и ковры типа «джугьарай». Во вторую группу входили паласы типа «тюз»; изделия, выполненные в смешанной (паласной и сумашной) технике. Председатель I Съезда деятелей кустарной промышленности, состоявшегося в Тифлисе на рубеже XX столетия, автор очерков, посвященных художественным промыслам Кавказа, в частности Дагестана, А.С. Пиралов так охарактеризовал кумыкские безворсовые ковры-думы: «Легки, удобны, очень красивы и весьма оригинальны».
Еще один уникальный вид паласов, не имеющий аналогов в других районах республики, – узорные циновки чибта (селение Урма Левашинского района). Коврики мастерицы плели из прочной болотной травы – осоки. Основой служила грубая некрашеная шерсть или хлопчатобумажная нить, а для узора использовалась крашеная шерстяная пряжа. В золотистый фон вплетали рисунок темно-красного, синего или терракотового цвета. Один из популярнейших и любимых в республике видов безворсовых ковров – сумах. Он производится в Южном Дагестане и некоторых районах Азербайджана. Сумахи выполнялись способом попарной обвивки нитей в виде косичек. В ХIХ веке технология плетения изменилась. В сумахах применялись шерстяная нить слабой крутки и в больших объемах хлопчатобумажная или смешанная нить, подковровый ворс становился гуще и длиннее.
Наиболее крупными центрами производства сумахов являлись селения Гил, Пирал, Имамкуликент, Орта-Стал. По утверждению А. С. Пиралова, «раньше сумахи ценились дороже ворсовых ковров и вывозились в г. Константинополь, а оттуда расходились по всему миру».
Основным фактором, способствующим развитию ковроделия, было овцеводство. Именно оно диктовало изготовление различных предметов быта, соответствующих определенной форме хозяйствования, т.е. обработке шерсти. Наличие качественного сырья, природных красителей, опыт многих поколений дагестанских ковровщиц способствовали развитию ковроткачества.