Черкеска: красиво и удобно
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся хазарский кафтан. По другой версии, черкеска пришла на Кавказ с Ближнего Востока.
Как традиционная кавказская одежда она сформировалась в XVII веке.
По мнению ученого-кавказоведа Евгении Студенецкой, термин «черкеска» вошел в русский язык через терских казаков: именно они впервые увидели ее на адыгах-черкесах. В первый раз в жизни ее у народов Кавказа шили мальчику, достигшему возраста 10–12 лет.
Советский литератор Тамбот Керашев отмечал: «Широкий бесформенный халат, который носил весь Восток, кавказцы переделали в черкеску. Она до пояса плотно охватывала тело, давая свободу рукам, а широкий подол ее не мешал стремительно взлететь в седло…»
Восточные ее корни подчеркнуты тем, что в могильниках, исследованных советскими археологами, костюмы напоминающие черкеску, были сшиты из иранских тканей. Однако встречались и образцы, созданные из китайских и византийских тканей. Со временем произошла эволюция одежды. Поэтому, наверное, даже самый старинный ее образец напоминал общеизвестный кафтан весьма отдаленно. Этот вид быстро распространился по всему Кавказу, приобретая у каждого народа свои характерные особенности.
***
Весьма интересны изыскания польского писателя и археолога Яна Потоцкого. Он посетил Кавказ в начале XIX века и оставил в своем походном дневнике несколько зарисовок.
Так, например, осетины у него изображены в короткой черкеске без выреза на груди, ее борта стянуты тремя парами завязок. Ингуши и чеченцы предстают в коротких до колен черкесках с узкими рукавами. А дагестанцы показаны в черкеске с воротником-стойкой.
Особенной частью одежды, которая и отличала ее от многих других видов кафтанов, было наличие газырниц. По линии груди с двух сторон зеркально располагались газырницы для футляров с порохом. Чаще всего газыри были костяными или деревянными. Были и парадные, изготовленные из серебра. Но такие могла себе позволить носить только богатая прослойка общества.
***
В 1812 году дагестанский полк, сформированный по приказу генерала Петра Багратиона, был облачен как раз в черкеску. Формированием полка занимался его младший брат полковник Роман Багратион.
Остались некоторые записки Петра о том, как принималось решение о создании отдельного конного дагестанского полка в количестве 1200 человек.
Состоялся следующий диалог между Багратионом и Кутузовым:
– Вы, князь, ручаетесь за этот кавказский народ? Как они покажут себя на поле брани?
– Да, ваша светлость, ручаюсь. Народ храбрый, преданный лично вам и в бою неустрашимый. Я знаю их, так как родился в этой среде. Я родом из Кизляра.
Кутузов строго заметил:
– Указ изначально надобно представить императору.
– Я отправил письмо, и всемилостивый государь одобрил это полезное начинание.
– Представьте потом перед моими очами этот полк.
Багратион кивнул:
– Непременно будет выполнено ваше указание.
Когда полк был представлен, то Кутузов, обращаясь к Багратиону, вскричал:
– Почему они в этом одеянии!? Почему они не облачены в бекеши?
Багратион констатировал:
– Но это их повседневный вид одежды. Им так весьма удобно.
– Одежда, конечно, красивая, но не военная. Впрочем, если им удобно, то пусть так. Только надобно знаки отличия сделать.
***
Примечательно, что черкеска потом так понравилась императору Александру I, что в 1817 году он издал указ, регламентирующий их ношение в качестве униформы у кавказских казаков.
Черкеска должна была быть пошита из темно-синего сукна. На груди размещалась газырница на 16 пистолетных патронов.
Спустя десять лет командующий войсками Кавказской линии генерал-лейтенант Георгий Эммануэль и вовсе установил всем казачьим полкам кордонной линии однообразное обмундирование «черкесского образца».
С тех пор эволюция черкески стала происходить и в войсках тоже. Ее стали носить как казаки и солдаты, так и офицеры.
С 1830 года всем полкам Кавказской линии полагалось иметь две черкески: одна парадная, обозначаемая как мундир, а другая походная, повседневная.
Цвет используемой ткани зависел от полка, в котором служил рядовой или офицер. Были темно-синие черкески, коричневые, серые, бордовые, белые…
Под черкеску поверх нательной рубахи надевали бешмет – вид кафтана или полукафтана с высоким стоячим воротником. Богатые горцы шили бешметы из тонкой шерсти, а крестьяне – из домотканого сукна.
Существовали и теплые варианты, стеганые на вате. Штаны же были самого простого кроя. Две штанины соединялись ромбовидным клином и собирались у пояса шнурком. Обувью служили мягкие ноговицы или чувяки.
***
Характерный штрих: в конце XVIII века запорожские казаки, поселённые на Кубани и положившие начало Кубанскому казачьему войску, переняли полностью этот костюм от западных черкесов.
Что касается Закавказья, то черкеска получила здесь распространение в первую очередь в Грузии, притом в среде высших сословий.
В настоящее время черкеска уже не является повседневной одеждой народов Кавказа. Но на различных торжественных мероприятиях молодежь и старшее поколение иногда облачаются в нее.
Надо отметить, что сейчас наблюдается некоторый всплеск интереса к этнокультуре, стремление к ее синтезу с общемировой культурой.