Четыре свадьбы! Это — по нашему


Театральная жизнь Махачкалы на прошлой неделе прошла под знаком Осаевых. Состоялись премьеры в двух крупных театрах Дагестана дебютантов-режиссеров Рабият и Байсолтана Осаевых. Одна - в Кумыкском музыкально-драматическом театре им. А-П.Салаватова «Отравленная туника» по поэтической трагедии Н.Гумилева выпускницы режиссерского факультета ГИТИСа (это ее дипломная работа) Рабият Осаевой, в заглавных ролях ее родители - народная артистка РД Тотуханум и заслуженный артист России Байсолтан; другая - в Дагестанском театре оперы и балета «Аршин мал-алан», оперетта азербайджанского композитора Узаира Гаджибекова, где режиссером - постановщиком выступил отец Рабият - Б.Осаев.
Справедливости ради надо сказать, что Б.Осаев начал режиссировать оперетту не с самого начала, а приступил к работе только после того, как Скандарбек Тулпаров, первым взявшись за дело, отказался от дальнейшего сотрудничества с труппой, так и не завершив ее. Б.Осаев гармонично влился в работу и подвел спектакль к премьере.
Тема «Аршин мал-алана» ближе менталитету нашего зрителя и по музыке, и по сюжету, завершившемуся одновременно четырьмя свадьбами. Все герои спектакля переженились, причем по любви с первого взгляда. Предварительно, конечно, немного пострадав, пребывая в любовном томлении и ожидании, но все закончилось радужно прекрасно.
В том, что для героев спектакля все закончится благоприятно, было ясно не только зрителю старшего поколения, помнившему «Аршин мал алан» по спектаклю, считавшемуся эмблемой легкого опереточного жанра в 60-е годы в стране. Те же, кто не видел спектакля в бакинском театре (тогда дагестанцы в славном городе Баку бывали часто), помнят фильм по этому сюжету или звучавшему в те годы, да и много позже со всех окон необъятного СССР соловьиному голосу Рашида Бейбутова: «Ах ты, моя дорогая, ах, золотая…».
Счастливый конец спектакля был ясен и молодым зрителям, заполнившим в день махачкалинской премьеры зал, не видевшим фильма, да и про Рашида Бейбутова вряд ли слышавшим. Дело в том, что как только поднялся занавес и открылась красивая, яркая, наполненная цветами сцена, а над декорациями свисали ветки, усыпанные распустившимися цветами абрикоса, стало ясно, что в этой благостной обстановке не может быть плохого сюжета с печальным концом. Зал с первого «дыхания» сцены принял спектакль аплодисментами, а когда среди этого великолепия еще до начала действия по сюжету вышла хореографическая группа в нарядных национальных костюмах и стала танцевать, зал взорвался рукоплесканиями. И это относилось к художнику — постановщику Хадижат Алишевой, она же художник по костюмам.
Весь спектакль был шумным, феерическим, веселившим зрителя шутками, хорошо разыгранными сценками беззаботного дома богатого Султанбека. Его колоритно, с большим юмористическим даром сыграл маститый мастер сцены — народный артист России Айгум Айгумов. Его герой напыщенно строг с томящейся в ожидании любви дочерью и остальными домочадцами. «Зарежу всех», — кричит он в одной из «гневных» сцен и театрально пытается выдернуть из ножен кинжал, висящий, как и подобает мусульманину, на поясе. Но это лишь часть национального костюма, не более того. Душа его нежна и также страдает от отсутствия верной, любящей подруги. Он чутко понимает и свою дочь, и племянницу, и служанку, жаждущих любви. Как он радостно подталкивает их к своим суженым, когда те, кокетливо пряча взор, соглашаются выйти замуж. «Ну иди к нему», — говорит он каждой с интонацией добряка, сделавшего основное дело своей жизни.
Как хороша заслуженная артистка РД Светлана Мусаева в роли одной из главных героинь — дочери бека. Вокалистка академического жанра раскрылась в комедийном спектакле так ярко. Хотя, может быть, в сценах любовных монологов — арий, на мой взгляд, было многовато драматизма.
Стала откровением и заслуженная артистка РД Сиейжан Беймурзаева в роли Джахан. До сих пор ее приходилось видеть среди хористок театра, в массовых сценах. А оказалось, что ей под стать роль второго плана. Она легко переключает внимание зрителей на себя и ведет свою партию достойно, весело, игриво. Она на равных была в мизансценах с Айгумом Айгумовым.
Жаль, что для артиста больших возможностей Тагира Курачева в роли Сулеймана режиссер не нашел в своих решениях сцен, где бы его талант еще больше украсил спектакль.
Мне довелось быть на представлении этого спектакля художественному совету театра. И отрадно отметить, что замечания, высказанные тогда членами худсовета, были приняты труппой серьезно. Уж очень хотелось сделать спектакль добротным. А потому время до премьеры было использовано сполна. Руководство театра пригласило педагога-репетитора по вокалу, мастерству актера. Вокалисты с хорошими голосами, но не имеющие опыта драматического, заметно прибавили в сценическом воплощении образов, а это важно для зрелищности. Очень плодотворно поработал исполнитель роли Аскера (Аршин — молчи) — певец Абдулла Магомедмирзаев. Имевший лишь опыт концертного исполнителя, он был скован, неловко двигался по сцене, и образ, хорошо выполненный вокально, проигрывал драматургически. Но день сдачи спектакля и день премьеры разнятся, как день и ночь. Вот что значат трудолюбие и желание совершенствоваться.
По жанру «Аршин мал алан» разными специалистами определяются по-разному. Одни его считают водевилем, другие — опереттой, третьи — музыкальным спектаклем. Но зрителю эти тонкости ни к чему. Главное — «Аршин мал-алан» ему очень понравился, и он радостно аплодировал всем его участникам, в чем немалая заслуга конечно же и дирижера оркестра заслуженного деятеля искусств РД Навруза Шахбазова и его трудолюбивого коллектива музыкантов. Все в день премьеры были участниками праздника, такого гармоничного, когда на сцене в эту прекрасную пору весны «расцветают» сердца влюбленных под стать цветущим цветам и деревьям на сцене и за стенами театра — на улицах и в парках Махачкалы. Гармония — великое дело природы и… театра.
Статьи из «Культура»
В книгах живёт история

Театральный триумф

Хиты на все времена

О войне и судьбах

История на кончиках пальцев

Великому подвигу посвящается!

Очередная премьера
