У музыки свой слог
Дагестанский институт развития образования в своих обучающих программах для преподавателей делает акцент на формировании у школьников функциональной грамотности, то есть на умении применять полученные в школе знания на практике. Это требования федеральных государственных образовательных стандартов, продиктованные самой жизнью.
Одна из составляющих функциональной грамотности – читательская грамотность. Человек сталкивается с необходимостью осмысливать тексты самой разной направленности. Помочь ему в этом могут знания и эмоциональное проникновение в различные сферы искусства.
Об этом говорили участники круглого стола «Чтение как образовательная стратегия и ресурс личностного роста» в Дагестанском институте развития образования: художественный руководитель Дагестанской государственной филармонии им. Т. Мурадова, заслуженный деятель искусств РД Ирина Нахтигаль и художественный руководитель, главный дирижер камерного оркестра Даггосфилармонии им.
С. Хржановского, заслуженная артистка РФ Зарифа Абдуллаева. Вели мероприятие преподаватели образовательного блока по функциональной грамотности института Зоя Лобачёва и Зулейха Курамагомедова.
На первый взгляд между музыкантами и учителями-словесниками тесная связь не просматривается. На самом деле она более чем крепка. Музыка – это тот же текст, только написанный нотами вместо букв, музыкальными фразами вместо предложений. У нее тоже есть свой рисунок, связывающие смысловые фрагменты конструкции и даже свой алфавит – нотный стан. Музыка, возможно, самое сложное и самое мощное по силе воздействия на человека искусство. Она может сделать его лучше, а может низвести до примитивного. Музыка – вибрация, и люди, слушающие разную музыку, вибрируют на разной высоте. Это как настоящая литература и графоманство. Выбор – уже вопрос культуры человека, его воспитания, интеллектуального уровня.
«У учителей так много задач, и вот еще одна – формировать гармоничное отношение к миру», – отмечает Зоя Николаевна.
Ирина Нахтигаль считает себя педагогом по убеждению, а частично и по роду деятельности. Постоянные посетители филармонических концертов знают ее как музыковеда, неизменную ведущую, своими комментариями помогающую слушателям окунуться в мир композитора, его душевное состояние.
Ирина Германовна говорила о том, что сегодня во многих семьях утрачена потребность в классической музыке. И что еще больнее, порой создается впечатление, что утрачена эта потребность и в обществе в целом. Но формировать навык слушать сложную музыку обязательно надо, хотя бы малыми дозами, а любовь и ее понимание придут. Для этого усилия должны приложить и родители, и школа.
«Просветительство – это кредо филармонии. Мы не просто организуем концерты, мы идем в школы. Все наши программы для детей построены на основе учебных школьных программ, мы идем за учебниками истории, литературы, выбираем такое, что было бы доступно детям. Несколько лет назад по заданию правительства я готовила материал для формирования диска, который должны были распространить по школам. Это была, как принято говорить, популярная классика. Но потом этот вопрос как-то сам по себе снялся», – поделилась Ирина Нахтигаль.
Зарифа Абдуллаева с ностальгией вспоминала времена, когда у филармонии была тесная связь с Министерством образования. Тогда в республике работал совместный проект Минкультуры и Минобразования «Культура детям Дагестана». По выходным дням в Махачкалу привозили целые классы, порой из очень отдаленных районов, чтобы повести детей в театр, музей, на филармонические концерты. И это была самая благодарная публика.
Музыка, как и все другие науки, требует поэтапного вовлечения и постепенного формирования знаний, считает Зарифа Ахмедпашаевна. Если ребенок не прочитал сказки, то он не дойдет до Набокова. Так и в музыке есть ступеньки развития. Нужна наслышанность. Связь слова и музыки – это большое дело.
«Слово настраивает на восприятие музыкального произведения. Но я как чистый музыкант считаю, что музыка – совершенное искусство. В живописи есть образ, в литературе есть слово, музыка готового не дает, она возбуждает фантазию. Одно и то же сочетание звуков может вызвать совершенно разные представления у разных людей. В этом богатство музыкального искусства. Развитие фантазии у человека – это важно. Многое формирует личность педагога, и если в ребенке есть зернышки, то можно их взрастить», – уверена музыкант.
О значении музыки можно говорить бесконечно. Ирина Германовна привела слова одной из сестер, талантливых девочек из дагестанского высокогорья, которые теперь учатся в центральной музыкальной школе Москвы. Так вот она сказала своей маме: «Если бы ты каждый день слушала музыку Рахманинова, ты бы стала другим человеком».
И это правда. Музыка меняет сознание. Уходит агрессия, приходит расположенность к людям.
Нахтигаль предложила учителям помощь филармонии, чтобы вместе работать с детьми, учить их любить и понимать музыку. Между концертными и учебными организациями должна быть налажена прочная коммуникация. И хочется верить, что впереди еще много проектов, направленных на популяризацию классической музыки, а поддержка республики в этом направлении будет постоянной и прочной.