Купить PDF-версию
01:34 | 29 ноября, Пт
Махачкала
X
08:44 15.02.2022

Чохто по-андийски

По одежде встречали и по ней судили, особенно когда в Дагестане носили традиционную национальную одежду. По наряду определяли, из какого села горянка. Костюм говорил о многом. И каждый из них неповторим, и каждый элемент имеет смысл.

Среди множества нарядов самый необычный по форме головной убор носили андийки. Чтобы водрузить его на голову, приходится обращаться за помощью. Осанка выпрямляется, походка становится плавной. Андийское чохто напоминает по форме рога и перевернутый полумесяц, больше нигде такого нет. И он не случайно выполнен так: наши предки считали, что рога – это символ, отвечающий за плодородие. Головной убор необычной формы набивали шерстью. Поверх накидывали покрывало, по праздникам белого цвета, в будни – темных тонов. Платье андийки носили широкого кроя, штанишки неширокие, вышивка на одежде была в растительном орнаменте. Обувь была теплой, связанной из шерсти, с замысловатыми узорами и с загнутым вверх носиком.

Традиционные наряды горянок уникальны. И, как писала историк Сакинат Гаджиева, такое разнообразие не раз с удивлением отмечали писатели, ученые и путешественники. Побывавший в 70-х годах прошлого столетия в Дагестане В. Вилльер де Лиль-Адам сравнил головные уборы горянок с повязками «древних египетских женщин». Во многом воссоздать разнообразие видов ученым помогли и археологические раскопки. По записям в книге Гаджиевой «Одежда народов Дагестана» археолог Д.М. Атаев нашел в Бежтинском могильнике и реконструировал совместно с художником М. А. Хизроевым головной убор в виде чепца или колпака, «скомбинированный из кожи и ткани, спускавшийся сзади на затылок». Колпак был сплошь покрыт бронзовыми украшениями, а также многочисленными бусинами-подвесками. В средневековом могильнике близ аула Ботлих Атаевым была найдена бронзовая статуэтка женщины с четко выраженным головным убором в виде чепца с высоким корпусом, имеющим большое сходство с поздними вариантами андийско-ботлихских уборов. В другом средневековом могильнике у с. Кули (Кулинский район) дагестанскими археологами были обнаружены у черепа погребенной женщины остатки истлевшей ткани и кожи, по всей вероятности, некогда составлявшие комбинированный головной убор.

А вот еще одно доказательство того, что дагестанские женщины начали носить головной убор еще в давние времена. Среди удивительных экспонатов Национального музея Дагестана есть Согратлинская Венера. Ее называют также дагестанской Мадонной, а символизирует статуэтка женщину, мать, прародительницу, богиню. Большие глаза, тонкая талия, крепкие ноги, сильные руки, словом – пахарь, земледелец. Она была найдена в селении Согратль Гунибского района в 20-е годы прошлого века.

– Фигура эпохи раннего железа (VII-VI вв. до нашей эры), нашли ее на культовой вершине близ Согратля. Наготу тела сравнили с Венерой Милосской, а Согратлинская – от названия села. В доисламские времена фигуру использовали в ритуальных шествиях. Наша Венера была с маленьким бронзовым козлёнком (то есть ее ребенок или мужчина в доме). Козел и женщина в древности всегда изображались вместе, он символизировал мужское начало, – рассказывает заведующая фондом археологии Марьям Сагитова. – Этот образ богини-матери позже перенесли на керамические сосуды и изображали в виде пиктограммы. Танцующую богиню, только уже в платье, можно увидеть на наскальных изображениях в пещере близ селения Чирката. На платье – ромбики, что значит поле, на котором она выращивает урожай.

Голову нашей обнаженной героини покрывает чепец или чохто. А височные кольца придерживали головной убор, который, кстати, изготавливался только из кожи. Так длилось до тех пор, пока в обиходе не появилась ткань и, главное, пока она не стала доступной. Чохто было на горянке и днем, и ночью…

Статьи из «Культура»

Поддержим юные таланты

2
Участие в этом проекте помогает ребятам получить новый опыт выступлений, поднять свое...

Семантика формы

3
Его работы, изысканные, выразительные, влекут таинственностью, абстрактной и фигуративной,...

Книга о семейных отношениях

5
Вышел в свет роман Равганият Умалатовой «Нежеланная». В нём описывается история четырех поколений одной семьи.

Фестиваль набирает обороты

50
В ноябре 2019 года, выступая на открытии I Республиканского открытого кинофестиваля «Золотая...

Как Юсуп Даниялов сыграл кавказца

19
Еще в юности, помню, мне довелось посмотреть прекрасную...

Сказка ожила на сцене

9
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Как Татьяна Шумова стала горянкой

12
Для съемок фильма «Горянка» по поэме Расула Гамзатова...

Этника с современностью

36
Не просто пройтись по подиуму, а создать атмосферу праздника с национальным колоритом. Автор...

Главный пехлеван Дагестана

78
«Хождение по канату учит преодолевать себя. Когда делаешь прыжок, работает каждая жила. Это...

Творческие пересечения

14
В Махачкале прошел форум современной музыки «Творческие пересечения», который при...

Сумасшедшая любовь литературного гения

13262
Совсем недавно наша страна отметила 210-летие со...

Классный праздник!

7
Крепкая семья – основа общества, а ее благополучие и стабильность напрямую влияют на...