Купить PDF-версию
X
08:44 15.02.2022

Чохто по-андийски

По одежде встречали и по ней судили, особенно когда в Дагестане носили традиционную национальную одежду. По наряду определяли, из какого села горянка. Костюм говорил о многом. И каждый из них неповторим, и каждый элемент имеет смысл.

Среди множества нарядов самый необычный по форме головной убор носили андийки. Чтобы водрузить его на голову, приходится обращаться за помощью. Осанка выпрямляется, походка становится плавной. Андийское чохто напоминает по форме рога и перевернутый полумесяц, больше нигде такого нет. И он не случайно выполнен так: наши предки считали, что рога – это символ, отвечающий за плодородие. Головной убор необычной формы набивали шерстью. Поверх накидывали покрывало, по праздникам белого цвета, в будни – темных тонов. Платье андийки носили широкого кроя, штанишки неширокие, вышивка на одежде была в растительном орнаменте. Обувь была теплой, связанной из шерсти, с замысловатыми узорами и с загнутым вверх носиком.

Традиционные наряды горянок уникальны. И, как писала историк Сакинат Гаджиева, такое разнообразие не раз с удивлением отмечали писатели, ученые и путешественники. Побывавший в 70-х годах прошлого столетия в Дагестане В. Вилльер де Лиль-Адам сравнил головные уборы горянок с повязками «древних египетских женщин». Во многом воссоздать разнообразие видов ученым помогли и археологические раскопки. По записям в книге Гаджиевой «Одежда народов Дагестана» археолог Д.М. Атаев нашел в Бежтинском могильнике и реконструировал совместно с художником М. А. Хизроевым головной убор в виде чепца или колпака, «скомбинированный из кожи и ткани, спускавшийся сзади на затылок». Колпак был сплошь покрыт бронзовыми украшениями, а также многочисленными бусинами-подвесками. В средневековом могильнике близ аула Ботлих Атаевым была найдена бронзовая статуэтка женщины с четко выраженным головным убором в виде чепца с высоким корпусом, имеющим большое сходство с поздними вариантами андийско-ботлихских уборов. В другом средневековом могильнике у с. Кули (Кулинский район) дагестанскими археологами были обнаружены у черепа погребенной женщины остатки истлевшей ткани и кожи, по всей вероятности, некогда составлявшие комбинированный головной убор.

А вот еще одно доказательство того, что дагестанские женщины начали носить головной убор еще в давние времена. Среди удивительных экспонатов Национального музея Дагестана есть Согратлинская Венера. Ее называют также дагестанской Мадонной, а символизирует статуэтка женщину, мать, прародительницу, богиню. Большие глаза, тонкая талия, крепкие ноги, сильные руки, словом – пахарь, земледелец. Она была найдена в селении Согратль Гунибского района в 20-е годы прошлого века.

– Фигура эпохи раннего железа (VII-VI вв. до нашей эры), нашли ее на культовой вершине близ Согратля. Наготу тела сравнили с Венерой Милосской, а Согратлинская – от названия села. В доисламские времена фигуру использовали в ритуальных шествиях. Наша Венера была с маленьким бронзовым козлёнком (то есть ее ребенок или мужчина в доме). Козел и женщина в древности всегда изображались вместе, он символизировал мужское начало, – рассказывает заведующая фондом археологии Марьям Сагитова. – Этот образ богини-матери позже перенесли на керамические сосуды и изображали в виде пиктограммы. Танцующую богиню, только уже в платье, можно увидеть на наскальных изображениях в пещере близ селения Чирката. На платье – ромбики, что значит поле, на котором она выращивает урожай.

Голову нашей обнаженной героини покрывает чепец или чохто. А височные кольца придерживали головной убор, который, кстати, изготавливался только из кожи. Так длилось до тех пор, пока в обиходе не появилась ткань и, главное, пока она не стала доступной. Чохто было на горянке и днем, и ночью…

Статьи из «Культура»

Бежта в орнаментах

8
Добраться из Махачкалы до селения Бежта сродни настоящему подвигу: почти шесть часов пути по...

В каждом движении – история

43
Неповторимая атмосфера на XXVIII Международном хорео­графическом конкурсе «Во власти...

Полвека на сцене

137
Искренние, чувственные, теплые и где-то даже наивные выступления детей всегда создают...

Ашуг, сын ашуга

14
В культуре жителей Юждага особое место занимает ашугское искусство. В былые времена ашуги,...

Нескучная музейная ночь

11
В минувшие выходные республика погрузилась в особую атмосферу культурного волшебства –...

Ценить и свято беречь

4
В майские праздники оказался, можно сказать, совершенно случайно на фестивале народного творчества с участием вокальных коллективов, отдельных исполнителей из...

В Москве прошёл фестиваль «Путешествие по Дагестану»

60
18 мая 2025 года в Измайловском парке...

Народный соловей

6
Когда Рашид Бейбутов начинал исполнять песни, то все тут же замирали: своим волшебным...

Зеркало времени

14
Прикоснуться к истории, окунуться в мир искусства, расширить свой кругозор – эти и многие...

Новые горизонты детского чтения

46
Родители при выборе книги для ребенка часто...

Песни о войне и Победе

9
«На безымянной высоте», «Эх, дороги…», «Темная ночь», «В землянке», «Синий платочек», «Вечер...