X
08:14 05.03.2021

Что он нёс в хурджине на годекан?

«Ой, у нее только пять паласов было, бедняжка», – шушукались женщины Балхара. Если паласов в приданом у невесты было более пятнадцати, восхищались все и разом. Ну, вы уже поняли: если в семье рождалась девочка, мать начинала ткать балхарские паласы, и столько штук, чтобы обсуждали долго и с пристрастием.

– Маленькой девочкой я была подмастерьем у своей бабушки Патимат. Мыла, чистила шерсть, из которой потом изготавливались нитки, крутила, вертела, – рассказывает ковровщица и реставратор ковров Милана Махмудова.

Но тогда она и представить не могла, что эти разноцветные шерстяные нитки уже навсегда:

– И если честно, то вечерами, уже лежа в постели, думала: никогда в жизни не буду этим заниматься. После школы поступила в Дагестанское художественное училище им. М. А. Джемала на отделение росписи ткани, где в программу были включены уроки по ткачеству.

Признается, что их она посещала без особого восторга, но талант явно был, иначе не вызвал бы удивления у педагогов сотканный ею небольшой молитвенный коврик.Так она училась ткать первые сумахи и ворсовые ковры. Переживает, что сегодня балхарские паласы, к сожалению, уже никто не делает, и страшно представить, что ремесло может исчезнуть!

– Я бы с удовольствием сегодня соткала большой ковер, но станка нет. А вот сумки в технике сумаха с этническим орнаментом – запросто, – говорит она, разворачивая красный шерстяной клубок.

Выкладывает на полотно эмоции и чувства, зашифрованные в язык орнамента. Ее сумки насыщены множеством солярных знаков, обрамлений, замысловатых завитушек – глаз не оторвать.И желающих приобрести такую все больше. Милана любит эксперименты, придавать старым вещам новый смысл. В наследство от маминого калыма ей осталось несколько экземпляров паласов и из одного из них она сшила… хурджины. Понравилось. Решила, что можно и соткать. Соткала и подарила подруге, и с его появлением в гардеробе обычные дамские сумки ушли в дальний шкаф. Вещица в этностиле стала стилизованным атрибутом нынешней моды, многие дизайнеры и модельеры именно на них делают акцент в своих коллекциях.

– Я ей говорю: «Слушай, ты как с ним ходишь? Как Молла Насреддин, что ли? Еще и по Москве». Я удивилась. А она говорила, что всем нравится, все интересуются. Ну спасибо ей за пропаганду дагестанских народных промыслов, – смеется она, и мы вслух представляем себе, что в них находится: помада, духи, зеркало, косметика…

Я вспоминаю, как в повести Ахмедхана Абу-Бакара «Ожерелье для моей Серминаз» молодой человек отправился в путешествие в поисках подарка для невесты. «В одном хурджине лежат мои нехитрые инструменты: несколько резцов, отточенных дядей, ибо сам я еще не научился затачивать их как следует; набор напильников, молоточков, щипцы и плоскогубцы, самодельные амузгинские ножницы для резки металла. В коробке из-под монпансье запас сырья для моего производства: чернь, немного серебряной проволоки и несколько пластинок, отлитых мною из серебряных монет царской чеканки, – так-то я и разделываюсь с ненавистным прошлым! Вот какое богатство в моем хурджине, которым я должен кормиться всю дорогу, да еще добыть подарок для моей Серминаз, – то есть не самим, конечно, хурджином, а руками, которые были при мне.

А в другом хурджине, в том, что за спиною, лежит мясной пирог-чуду, который испекла мне мать на дорогу, строго-настрого наказав, чтобы до обеденного привала я сохранил его в неприкосновенности…».

Хурджины не только были попутчиками в дальнем пути, в них умельцы вывозили свои изделия в дальние аулы Дагестана и за пределы, с ними у дагестанцев связано множество обычаев и обрядов. Причем у каждого народа свой. Хурджин – персидское слово – это переметная сумма с двумя карманами в центре с прорезью для вдевания в седло, название этих сумок известно всем из восточных и кавказских сказок, в основном их применяли для перевозки грузов, перекидывались через коня или через осла.

Например, в южном Дагестане не брали хурджин на временное пользование, а если уж взяли, то нужно было возвращать с полными кармашками.

– У гидатлинцев и хваршинцев, когда рождался ребенок, на сорок первый день его впервые в свет выводил дед по отцу. Он нес его в хурджине на годекан. У лакцев за несколько дней до использования в хурджин насыпались зерно, соль, хлеб, кусочки мяса, и все это выносили за пределы аула и высыпали для птиц и насекомых, делали садака. Табасаранцы не продавали и не дарили их, а если и дарили, то только родственникам или соседям, – рассказывает Милана. – И практически у всех народностей хурджин – основной атрибут праздника первой борозды, наполненный до краев его несет в поле землепашец.

Хурджины присутствовали и в свадебных ритуалах: жених нес в нем подарки невесте. Мать парня с хуpджином в руках идет в дом девушки, несет хлеб. В гостях ведет совершенно разные разговоры, но о сватовстве – ни слова. Уходя, вешает его на видное место. Возвращается через несколько дней: если хурджин пуст – свадьбе быть, хлеб на месте – не быть. Хлеб в хуpджине надломлен – значит надо подумать, посовещаться.

Сумки и хурджины очень ярко орнаментировали, каждый цвет таит в себе особую смысловую нагрузку. Синий – цвет воды, вечности, красный – жизнь, любовь, желтый – мир, благость, зеленый – плодородие.

– Каждый рисунок служит оберегом, каждая деталь в орнаменте – пожелание, поэтому особенно бережно подбирался рисунок для дочерей, – рассказывает мастерица, завязывая очередной узелок на будущем хурджине.

Хурджины и сумки в старину были теми еще подсказчиками. По ним определяли статус женщины. Если девушка молода и не замужем, то сумка яркая, у замужних рисунок сложный, с обилием оберегов, горянки постарше носили сумки приглушенных тонов.

Статьи из «Культура»

Высокая мода с народным смыслом

26
Прогресс, как известно, невозможен без изобретений, причем...

Вся жизнь на сцене

41
Замечательный проект «Встречи в Театре поэзии» рассказывает зрителям о неординарных в...

Срез времени

60
На своем телеграм-канале t.me/dagpravdakultura мы ранее сообщали, что в Национальном музее РД им. А....

Сила, покоряющая вершины

193
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

10
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

64
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

7
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

252
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

22
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

28
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...