X
09:12 24.04.2019

Что таит в себе обыденность

Натюрморт или постановка из предметов – первое задание, которое дают начинающему художнику. Этот малый жанр считается одним из самых простых для воплощения. Между тем у человека есть особая связь с картинами, изображающими вещи и предметы быта.

Возможно, именно поэтому натюрмортами прежде всего украшают свои квартиры жители нашей страны. У такого жанра живописи есть удивительное свойство — превращать предметы в символы, метафоры, историю искусства.

Таких символов – законсервированных мыслей и чувств – на персональной выставке Саида Тихилова «Вещи в себе», открывшейся на днях в Центре этнической культуры в Махачкале, множество. В каждой картине обычные, казалось бы, предметы несут зрителю свои посылы, образы и состояния.

Вот самая что ни на есть наиобычнейшая яичница. В привычном понимании – это лишь скорый завтрак. Но в картине художника сковородка с красующимся посередине желтым кругом смотрится как кусочек солн­ца, неожиданно приземлившийся на полотно серой скатерти. Чуть по­одаль другая работа – «Саженцы». И снова все на первый взгляд довольно-таки тривиально. Возможно, к высоким посылам художник и не стремился, но они все равно читаются зрителем. Достаточно взглянуть на молодые побеги, пробившие дорогу к солнцу, как невольно пробираешься радостью от созерцания зародившейся новой жизни.

У другого натюрморта под названием «Ненужные вещи» охватывают совсем другие мысли – ностальгические. Художник собрал на полотне вещи, которые у многих наверняка пылятся в тесных кладовках. Но почему-то старый чайник, ретро телефон с крутилкой, будильник, механическая кофемолка, подсвечник… – всё, что на полотне, смотрится какой-то дружной семьей, и хочется смотреть на этот сход осиротевших и забытых предметов, каждый из которых напоминает зрителю что-то свое. Кому-то — эпизоды из беззаботного детства, кому-то — молодость и пору влюбленности, а кому-то — давно ушедших близких людей.

… Сочные краски фруктов, кувшины, вазы, сервизы, полки, уставленные всякой тарой… Кажется, ничто не обошло внимание художника. Но почему вдруг пришло решение обратить свой творческий взор к обы­денности?

Как отмечает сам автор, предметы, даже самые обычные, окружающие нас от рождения и до смерти, лишь кажутся декорацией нашей жизни, но при этом тоже достойны того, чтобы мы на них взглянули повнимательнее и увидели те, может, и самые простые, но все же смыслы, заложенные в них.

– Натюрморт – это самая идеальная площадка, где художник может выразить место и время предметов, которые сами по себе не претендуют на социальную или духовную нагрузку. Ибо предметы статичны в логике, они динамичны в сознании, где их формы и предназначение создают социальную или духовную среду. Это эмоциональное чувство картин, вытаскивающее подсознательное архаичное в первоисточнике на передний план, где предмет живет сам в себе. И тут задача в том, чтобы трансформировать ее из натуры в часть сюжета, используя «чистое» как основополагающую в сюжете, придав «вещи» значимость, – поделился замыслом выставки Саид Тихилов.

С идейным содержанием все ясно. А что думают о новом выставочном проекте Центра этнической культуры первые посетители, познакомившиеся с работами известного мастера кисти?

– Саид Тихилов – человек удивительно скромный, многогранный, который пишет картины, притчи, эссе, – отметил художник Амирхан Магомедов. – Его работы хранятся в музеях нашей республики, в частных собраниях и музеях России и зарубежных стран. Саид давно выработал свой неповторимый стиль, у него есть свойственная ему манера передачи цвета, и каждый новый проект – это философское осмысление всего, что волнует автора. В этот раз он обратился к будничному, весьма обы­денному. Но зная, какой глубокий Тихилов человек и художник, и видя, с какой любовью писался каждый натюрморт, начинаешь по-другому смотреть на вещи, которые стали «героями» его произведений.

Статьи из «Выставки»

Какого цвета Дагестан?

63
Если вы никогда не были в Китае, то знайте – он зелёный. А ещё просторный, холмистый и...

Вернисаж под дагестанским небом

13
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Краски жизни и голоса эпохи

14
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Неповторимый мир мастера

53
Каждое его полотно – не просто изображение, а трепетный рассказ, где медные кувшины звенят...

«Суета» – зеркало дагестанской жизни

91
Порядка 150 произведений, созданных в разные периоды,...

«Архив Ахульго». История с продолжением

51
«Историк излагает факты, народ рассказывает,...

Порталы в прошлое

39
Хотите ощутить дух Дагестана почти двухвековой давности, увидеть его улицы, базары, селения?...

Краски Ингушетии в Стране гор

23
Ингушетия… Стоит произнести это слово, и перед глазами башни-великаны – немые хранители...

Краски нашей Родины

69
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

На языке красоты

29
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...

Свет сквозь печаль

31
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Выставки, которые стоит посетить

44
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...