Что таит в себе обыденность
Натюрморт или постановка из предметов – первое задание, которое дают начинающему художнику. Этот малый жанр считается одним из самых простых для воплощения. Между тем у человека есть особая связь с картинами, изображающими вещи и предметы быта.
Возможно, именно поэтому натюрмортами прежде всего украшают свои квартиры жители нашей страны. У такого жанра живописи есть удивительное свойство — превращать предметы в символы, метафоры, историю искусства.
Таких символов – законсервированных мыслей и чувств – на персональной выставке Саида Тихилова «Вещи в себе», открывшейся на днях в Центре этнической культуры в Махачкале, множество. В каждой картине обычные, казалось бы, предметы несут зрителю свои посылы, образы и состояния.
Вот самая что ни на есть наиобычнейшая яичница. В привычном понимании – это лишь скорый завтрак. Но в картине художника сковородка с красующимся посередине желтым кругом смотрится как кусочек солнца, неожиданно приземлившийся на полотно серой скатерти. Чуть поодаль другая работа – «Саженцы». И снова все на первый взгляд довольно-таки тривиально. Возможно, к высоким посылам художник и не стремился, но они все равно читаются зрителем. Достаточно взглянуть на молодые побеги, пробившие дорогу к солнцу, как невольно пробираешься радостью от созерцания зародившейся новой жизни.
У другого натюрморта под названием «Ненужные вещи» охватывают совсем другие мысли – ностальгические. Художник собрал на полотне вещи, которые у многих наверняка пылятся в тесных кладовках. Но почему-то старый чайник, ретро телефон с крутилкой, будильник, механическая кофемолка, подсвечник… – всё, что на полотне, смотрится какой-то дружной семьей, и хочется смотреть на этот сход осиротевших и забытых предметов, каждый из которых напоминает зрителю что-то свое. Кому-то — эпизоды из беззаботного детства, кому-то — молодость и пору влюбленности, а кому-то — давно ушедших близких людей.
… Сочные краски фруктов, кувшины, вазы, сервизы, полки, уставленные всякой тарой… Кажется, ничто не обошло внимание художника. Но почему вдруг пришло решение обратить свой творческий взор к обыденности?
Как отмечает сам автор, предметы, даже самые обычные, окружающие нас от рождения и до смерти, лишь кажутся декорацией нашей жизни, но при этом тоже достойны того, чтобы мы на них взглянули повнимательнее и увидели те, может, и самые простые, но все же смыслы, заложенные в них.
– Натюрморт – это самая идеальная площадка, где художник может выразить место и время предметов, которые сами по себе не претендуют на социальную или духовную нагрузку. Ибо предметы статичны в логике, они динамичны в сознании, где их формы и предназначение создают социальную или духовную среду. Это эмоциональное чувство картин, вытаскивающее подсознательное архаичное в первоисточнике на передний план, где предмет живет сам в себе. И тут задача в том, чтобы трансформировать ее из натуры в часть сюжета, используя «чистое» как основополагающую в сюжете, придав «вещи» значимость, – поделился замыслом выставки Саид Тихилов.
С идейным содержанием все ясно. А что думают о новом выставочном проекте Центра этнической культуры первые посетители, познакомившиеся с работами известного мастера кисти?
– Саид Тихилов – человек удивительно скромный, многогранный, который пишет картины, притчи, эссе, – отметил художник Амирхан Магомедов. – Его работы хранятся в музеях нашей республики, в частных собраниях и музеях России и зарубежных стран. Саид давно выработал свой неповторимый стиль, у него есть свойственная ему манера передачи цвета, и каждый новый проект – это философское осмысление всего, что волнует автора. В этот раз он обратился к будничному, весьма обыденному. Но зная, какой глубокий Тихилов человек и художник, и видя, с какой любовью писался каждый натюрморт, начинаешь по-другому смотреть на вещи, которые стали «героями» его произведений.