Чтобы не писать «в стол»
Если вы писатель, поэт или думаете, что являетесь таковым, то вам сюда – в Ассоциацию союзов писателей и издателей России (АСПИ). Организация создана по инициативе пяти крупнейших объединений: Союза писателей России, Союза российских писателей, Союза писателей Москвы, Союза писателей Санкт-Петербурга, Российского книжного союза, – чтобы отстаивать права, интересы, судьбы людей литературы.
У Ассоциации разные направления работы. Это издательская деятельность, поддержка одаренных детей, адресная поддержка писателей, попавших в трудную жизненную ситуацию. А еще литературные резиденции, когда для группы писателей в течение месяца создаются все условия для жизни и работы. Главное – творить и выдать результат, то есть произведение или его часть. Очень популярны творческие мастерские. Для молодых писателей в регионах раз в месяц известные писатели дают мастер-классы. Весной такая творческая мастерская прошла в Москве с участием 170 человек со всей России, а совсем недавно – завершилась в Пятигорске. Важно подчеркнуть, что затраты на проживание, питание и проезд берут на себя организаторы.
Надежда Ерёменко работает в проектном офисе АСПИ по организации творческих командировок писателей в регионы России – еще одно направление работы Ассоциации.
В Дагестан Надежда приехала вместе с двумя московскими писателями Иваном Шипниговым и Софьей Ремез. Встреча с ними в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова была организована руководителем Дагестанского отделения Союза российских писателей Миясат Муслимовой, тесно сотрудничающей с АСПИ. Тема разговора как нельзя лучше отвечала задачам Ассоциации: «Точка входа в литературу: что делать, чтобы не писать в стол.
– Это уже наша 18 командировка в текущем году, – рассказывает Надежда. – А всего запланировано 30 таких поездок, в следующем году – 40. После каждой командировки писатели готовят небольшой очерк о регионе, который потом размещается в крупных изданиях, к примеру в «Литературной газете» или «Литературной России». Планируем издать сборник, что-то типа заметок путешествующих писателей. У Ассоциации есть желание помогать молодым дарованиям. Мы делаем хорошее дело. Молодые писатели могут заявить о себе. На нашем сайте регулярно обновляется информация, желающие могут подать заявку на участие в резиденциях, узнать расписание творческих мастерских. Наша задача – помочь творческим людям найти себя, подсказать, направить в нужном направлении.
Иван Шипнигов и Софья Ремез встретились со школьниками и студентами, а в библиотеке им довелось поговорить уже с устоявшимся в республике кругом дагестанских писателей и поэтов, многие из которых пишут в свободное от своего основного занятия время.
Были вопросы, был обмен мнениями, были и рекомендации московских гостей людям, не решающимся пока объявить миру о своем творчестве.
Софья Ремез, детский писатель, рассказала свою историю вхождения в литературный мир, которая начиналась с писательства, а потом продолжилась и пиар-деятельностью. Софья, помимо того, что продолжает сочинять чудесные истории для детей и подростков, занимается продвижением авторов в издательстве «Пять четвертей».
– Мне нравится продвигать детскую литературу, – говорит популярный детский автор. – Мы создали творческое объединение детских писателей «Мыхухоль», договорились поддерживать друг друга, помогать лайками на различных литературных сайтах. И оказалось, что это работает. Мой самый первый совет людям, пробующим себя в литературе, – создать такое объединение, где люди просто поддерживают друг друга, рассказывают другим о вас. Если все будут рассказывать обо всех, то вас будут читать всё больше и больше. И это настоящий союз – союз единомышленников и друзей.
А вот Иван Шипнигов продвижением книг не занимается, но знает, как это делается и как это полезно. Он автор романа «Стрим», история которого показательна с точки зрения важности пиара книг. Роман вошел в короткие списки всех возможных премий, что очень помогает в его продвижении.
Иван так же, как и Софья, считает, что братство как система отношений внутри литературного сообщества – это единственное, что имеет практический смысл. Это тот случай, когда один в поле не воин.
Можно и нужно консультироваться с теми людьми, которые готовы читать. Без преувеличения, в столах лежит огромное количество классных книг, которые не найдут своих читателей из-за нерешительности авторов.
Еще один хороший совет от московских писателей – постараться обращаться в издательство, если произведение не взяли в литературных изданиях. Причем лучше пробовать свои силы в небольших издательствах, которым выгодно будет не просто издать книгу, но и продвигать ее на рынок. Издательство может подать на премию, о которой вы можете даже и не знать, они договариваются с книжными магазинами о продаже книг, делают так, что книгу начинают покупать, потому что они заинтересованы в этом сами, ведь печатать книги – это только начало, а не конец истории ее жизни.
Разговор получился очень интересным и полезным. Гостям рассказали о том, как работает местное литературное объединение «Верба», Дагестанское отделение Союза российских писателей. Как сказала его руководитель Миясат Муслимова, «у нас была задача вывести кавказскую литературу на общероссийское пространство, и она благополучно решается, но мы, к сожалению, отошли от традиции обсуждать тексты коллег – конструктивно и по-доброму, еще не
научились воспринимать критику адекватно и с пользой для себя же».
Миясат Муслимова еще раз подчеркнула хорошую возможность для авторов, пишущих на национальных языках, опубликовать свои переводы. И это можно сделать, связавшись через нее с Ассоциацией, ведь развитие национальных литератур народов России, перевод произведений национальных писателей на русский язык – одна из задач АСПИ.
Как не писать в стол? Прежде всего достаньте свои рукописи из стола и идите с ними в люди. Всё получится.