X

Чтобы нить времён не прерывалась

В каждом селе Дагестана есть свой способ вышивания, свой орнамент, а главное – люди, которые не дают народному искусству исчезнуть. В с. Мюрего Сергокалинского района сохраняет уникальное текстильное наследие предков – мюрегинскую вышивку – Заира Алибекова (на снимке справа).

«В школе я вышивала на уроках труда. Потом у местных бабушек стала интересоваться узорами, просила их показать сохранившиеся изделия. Остались в памяти красивые игольницы – «мухча», подкувшинник – «удибирхъ», вышитая сумка – «хунджа». Всё это девушка должна была уметь вышивать, потому как они входили в ее приданое. Вышитые изделия служили украшением, элементом декора, были на виду, по ним определяли уровень мастерства хозяйки», – с улыбкой говорит Заира Алибекова.

Неизвестно, устраивали ли мюрегинские мастерицы соревнования в быстроте, ловкости и красоте создаваемых изделий, но то, что почти все умели вышивать, это однозначно. Мама Заиры тоже известная мастерица. Работала воспитательницей в детском саду, а в свободное время могла полночи просидеть, делая стежок за стежком, создавая очередной шедевр для себя или на заказ.

В советское время в Махачкале действовал комбинат декоративно-прикладного искусства, и мюрегинки часто брали заказы на дом – красили, вышивали, плели бахрому на сотканные из тончайших шелковых нитей платки.

Шли годы, стремительно менялся мир, современные технологии заменили ручной труд, и вышивку стали понемногу забывать. Однако нашлись те, чьи руки еще помнили секреты мюрегинской вышивки. Несколько женщин: Нухова Киштай, Иса­адаева Равганият, Дадамгаджиева Патимат, Исаева Сапият, можно, сказать возродили утраченное рукоделие.

И, чтобы такого больше не повторилось, в Мюрего открыли ателье от Сергокалинского комбината бытового обслуживания, где шили верхнюю одежду, жилеты, подушки, картины для интерьера, украшая их золотой нитью – «гульбахар», мюрегинской вышивкой. Это место стало центром притяжения для тех, кто хотел погрузиться в атмосферу народной культуры и искусства.

Особенностью мюрегинской вышивки является вышивание микротамбурным швом, рукодельницы работают без помощи пялец, красители для тканей и ниток готовят сами.

«Мюрегинский орнамент уникален, вышивается на кашемире шелковыми нитками с натуральными красителями. В зависимости от того, чем будет служить изделие, находят его центр, к нему крупными стежками приметывают лекало по всему орнаменту, на котором будет выполнена вышивка. Лекало состоит из 5–9 цветов, по контуру обшивают, чтобы сохранить орнамент на ткани. И затем по сохраненным цветным контурам проходят микротамбурным швом от 3 до 5 раз или делают полное заполнение. Вышивка должна быть симметричной, цвета подбираются по законам колористики. Орнамент – растительность, зооморфный мир. В вышивке ценятся аккуратность, плавные переходы цветов, отсутствие воздушной петли», – делится тонкостями национального рукоделия мастерица.

К сожалению, больше половины этих работ было вывезено в «лихие» 90-е в Саудовскую Аравию, где старинные изделия имели большую материальную ценность.

Уже несколько лет Заира Алибекова ведет кружок по вышивке в Мюрегинской СОШ от Сергокалинского межпоселенческого культурно-досугового центра, хотя за спиной имеет два престижных вуза и красный диплом. Но выбрала не медицину и юриспруденцию, а стала народным мастером.

«Некоторые изделия, сохранившиеся в сундуках, – работы прабабушек, бабушек, мам – дети приносят на занятия. И по ним могут увидеть своеобразную художественную структуру, сложности исполнения, особенности самого изделия. Моя задача – сохранить это искусство для следующих поколений, ведь многие даже не знают о существовании мюрегинской вышивки. Обошла всех взрослых вышивальщиц района, мастериц, узнавала о ее тонкостях, судьбе самих изделий. Сегодня старинные узоры очень креативно смотрятся на современных шопперах. Чтобы вышить один, уходит до четырех месяцев, нужны усидчивость и трудолюбие. В работе используем нитки мулине, а в старину были шелковые. Для того чтобы заинтересовать детей, летом вышиваем на природе. Зимой в школе устраиваем посиделки с чаепитием и изучением родного языка за работой. Посещаем мастериц, которых, к сожалению, осталось немного, но они охотно делятся своим опытом. Одна из них – Улангерек Исамагомедова – стала для нас живой легендой в мире мюрегинского искусства вышивания», – продолжает рассказ Заира Магомедалиевна.

Даря свое искусство людям, наша героиня приняла участие в международных, всероссийских, республиканских фестивалях, конкурсах, выставках, организованных Республиканским домом народного творчества в целях сохранения и развития традиционной культуры и народного творчества.

«Видя, как я порой устаю от этой кропотливой работы, сын просит: «Бросай, зачем тебе это нужно?». Он с детства ездил со мной по городам и селам республики, помогая во всем, поэтому знает, какой это непростой труд. Для меня же важно, чтобы нить времен не прерывалась. Самое ценное из всех сохранившихся изделий – это бабушкин красный кошелек. Он достался ей в наследство от прабабушки. Тонкая безупречная работа, изделие редкой красоты, повторить которое сможет только тот, кто всей душой полюбит это уникальное искусство», – с уверенностью в голосе завершает рассказ мастерица, лауреат премии Правительства РД «Душа Дагестана» Заира Алибекова.

Статьи из «Народные промыслы»

Позолоченный русский мир

95
Серебро, позолота, эмаль… Кружево витиеватых линий, переплетаясь, образует узоры...

Квинтессенция будущего

26
Многообразные декоративные формы и образы, словно созданные самой природой,...

Бежта в орнаментах

90
Добраться из Махачкалы до селения Бежта сродни настоящему подвигу: почти шесть часов пути по...

Этнические мотивы в украшениях

78
Литьё, ковка, чернение, гравировка…Переливаясь,...

С «алмасовским» звучанием

184
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...

Чухта исполняет просьбу

225
Историю, которую я вам сегодня расскажу, условно можно назвать «историей одного села»....