X

Чтобы нить времён не прерывалась

В каждом селе Дагестана есть свой способ вышивания, свой орнамент, а главное – люди, которые не дают народному искусству исчезнуть. В с. Мюрего Сергокалинского района сохраняет уникальное текстильное наследие предков – мюрегинскую вышивку – Заира Алибекова (на снимке справа).

«В школе я вышивала на уроках труда. Потом у местных бабушек стала интересоваться узорами, просила их показать сохранившиеся изделия. Остались в памяти красивые игольницы – «мухча», подкувшинник – «удибирхъ», вышитая сумка – «хунджа». Всё это девушка должна была уметь вышивать, потому как они входили в ее приданое. Вышитые изделия служили украшением, элементом декора, были на виду, по ним определяли уровень мастерства хозяйки», – с улыбкой говорит Заира Алибекова.

Неизвестно, устраивали ли мюрегинские мастерицы соревнования в быстроте, ловкости и красоте создаваемых изделий, но то, что почти все умели вышивать, это однозначно. Мама Заиры тоже известная мастерица. Работала воспитательницей в детском саду, а в свободное время могла полночи просидеть, делая стежок за стежком, создавая очередной шедевр для себя или на заказ.

В советское время в Махачкале действовал комбинат декоративно-прикладного искусства, и мюрегинки часто брали заказы на дом – красили, вышивали, плели бахрому на сотканные из тончайших шелковых нитей платки.

Шли годы, стремительно менялся мир, современные технологии заменили ручной труд, и вышивку стали понемногу забывать. Однако нашлись те, чьи руки еще помнили секреты мюрегинской вышивки. Несколько женщин: Нухова Киштай, Иса­адаева Равганият, Дадамгаджиева Патимат, Исаева Сапият, можно, сказать возродили утраченное рукоделие.

И, чтобы такого больше не повторилось, в Мюрего открыли ателье от Сергокалинского комбината бытового обслуживания, где шили верхнюю одежду, жилеты, подушки, картины для интерьера, украшая их золотой нитью – «гульбахар», мюрегинской вышивкой. Это место стало центром притяжения для тех, кто хотел погрузиться в атмосферу народной культуры и искусства.

Особенностью мюрегинской вышивки является вышивание микротамбурным швом, рукодельницы работают без помощи пялец, красители для тканей и ниток готовят сами.

«Мюрегинский орнамент уникален, вышивается на кашемире шелковыми нитками с натуральными красителями. В зависимости от того, чем будет служить изделие, находят его центр, к нему крупными стежками приметывают лекало по всему орнаменту, на котором будет выполнена вышивка. Лекало состоит из 5–9 цветов, по контуру обшивают, чтобы сохранить орнамент на ткани. И затем по сохраненным цветным контурам проходят микротамбурным швом от 3 до 5 раз или делают полное заполнение. Вышивка должна быть симметричной, цвета подбираются по законам колористики. Орнамент – растительность, зооморфный мир. В вышивке ценятся аккуратность, плавные переходы цветов, отсутствие воздушной петли», – делится тонкостями национального рукоделия мастерица.

К сожалению, больше половины этих работ было вывезено в «лихие» 90-е в Саудовскую Аравию, где старинные изделия имели большую материальную ценность.

Уже несколько лет Заира Алибекова ведет кружок по вышивке в Мюрегинской СОШ от Сергокалинского межпоселенческого культурно-досугового центра, хотя за спиной имеет два престижных вуза и красный диплом. Но выбрала не медицину и юриспруденцию, а стала народным мастером.

«Некоторые изделия, сохранившиеся в сундуках, – работы прабабушек, бабушек, мам – дети приносят на занятия. И по ним могут увидеть своеобразную художественную структуру, сложности исполнения, особенности самого изделия. Моя задача – сохранить это искусство для следующих поколений, ведь многие даже не знают о существовании мюрегинской вышивки. Обошла всех взрослых вышивальщиц района, мастериц, узнавала о ее тонкостях, судьбе самих изделий. Сегодня старинные узоры очень креативно смотрятся на современных шопперах. Чтобы вышить один, уходит до четырех месяцев, нужны усидчивость и трудолюбие. В работе используем нитки мулине, а в старину были шелковые. Для того чтобы заинтересовать детей, летом вышиваем на природе. Зимой в школе устраиваем посиделки с чаепитием и изучением родного языка за работой. Посещаем мастериц, которых, к сожалению, осталось немного, но они охотно делятся своим опытом. Одна из них – Улангерек Исамагомедова – стала для нас живой легендой в мире мюрегинского искусства вышивания», – продолжает рассказ Заира Магомедалиевна.

Даря свое искусство людям, наша героиня приняла участие в международных, всероссийских, республиканских фестивалях, конкурсах, выставках, организованных Республиканским домом народного творчества в целях сохранения и развития традиционной культуры и народного творчества.

«Видя, как я порой устаю от этой кропотливой работы, сын просит: «Бросай, зачем тебе это нужно?». Он с детства ездил со мной по городам и селам республики, помогая во всем, поэтому знает, какой это непростой труд. Для меня же важно, чтобы нить времен не прерывалась. Самое ценное из всех сохранившихся изделий – это бабушкин красный кошелек. Он достался ей в наследство от прабабушки. Тонкая безупречная работа, изделие редкой красоты, повторить которое сможет только тот, кто всей душой полюбит это уникальное искусство», – с уверенностью в голосе завершает рассказ мастерица, лауреат премии Правительства РД «Душа Дагестана» Заира Алибекова.

Статьи из «Народные промыслы»

С «алмасовским» звучанием

155
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...

Чухта исполняет просьбу

182
Историю, которую я вам сегодня расскажу, условно можно назвать «историей одного села»....

Многообразие дагестанского дома

37
Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что...