Цифровой мир – мост к традициям
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И дело не только в сложной технике его творений. Кажется, что каждый цветочный узор – живой, а линии дивных переплетений, наполненные животворным соком, оборачиваются многоцветьем яркой, невиданной красоты композиции.
Гаджикурбан Инжиев (на снимке), хоть и потомственный ювелир, но не сторонник художественных стереотипов, а скорее экспериментатор, использующий различные виды техник. Интерпретируя кубачинский промысел и следуя народным канонам, он привносит в древнее искусство свое видение, оставаясь мыслящей современными категориями личностью и продолжая ювелирное дело, как и его отец.
Абдуллмуталим Инжиев считался опытным мастером, виртуозно владевшим техникой, используемой в изготовлении декоративных ювелирных украшений. Мама же, Маннаба, была известна уникальной вышивкой золотом, прославившей кубачинских мастериц в не меньшей степени, чем знаменитые на весь мир умельцы-мужчины.
Своё повествование Гаджикурбан начинает не с рассказа о себе, а о том, что исконно кубачинские мастера владели сложными ювелирными техниками, будь то насечка, инкрустация цветными металлами… Сам мастер применяет в своих изделиях традиционную гравировку с покрытием чернью, заполняя свободный фон новым рисунком. А после дополнительной чеканки и позолоты создает третий уровень мельчайшей гравировки. Тогда поверхность изделия приобретает необычную многослойную эксклюзивную отделку.
Свой творческий путь ювелир начинал как гравировщик. И как увлекающийся человек пробовал себя в различных техниках. Настоящему кубачинцу хотелось овладеть всем, чем богата ювелирная школа его земляков. И ныне он тяготеет к технике горячей эмали. Замечает, что самые древние серебряные украшения с эмалью были найдены еще во время раскопок древнего Кипра. Но и спустя века техника не только не утратила особенностей, но считается одной из самых уникальных, требующих утонченного мастерства.
Сегодня, говорит мастер, как классические, так и авангардные ювелирные украшения находятся на пике популярности. Изделия с эмалью отличаются особой изысканностью. Используя эту технику, ювелиры размещают на браслетах, подвесках, ожерельях настоящие произведения искусства, практикуя креативные идеи, опыт, объединенные новыми технологиями обработки металла.
Гаджикурбан увлеченно проводит экскурсию по изделиям редкой красоты, рассказывая, что у кубачинских мастеров в крови вечный поиск совершенства, способность к кропотливой, уникальной детализации изделий, достойных лучших музеев мира. И в этом нет никакого преувеличения.
Он вспоминает годы учебы на худграфе ДГПУ как период экспериментального поиска себя. Тогда всерьез увлекся компьютерной графикой, технологиями 3D. Магистрант, он защищался в Москве.
– После вуза я пробовал себя в различных видах проектирования, в резьбе по дереву. Три года выступал в качестве эксперта международного конкурса WorldSkills. Тогда обозначился прямо-таки бум на уникальные рукотворные ремесла, которыми так богат наш край. Параллельно всерьез занялся перспективным направлением. На самом деле развитие технологий не просто влияет на рукотворное ремесло, но экономические условия требуют тиражирования новых моделей производства, что приводит к значительным изменениям во многих отраслях, в том числе и в ювелирном направлении при использовании 3D-технологий, – говорит Гаджикурбан.
Ювелирное дело, считает мастер, – одна из тех областей, где цифровые технологии получают наибольшее распространение, являясь мостом к традиционным методам. А я интересуюсь, не утрачивается ли при этом волшебство рукотворного искусства, не таится ли тут опасность, что оно исчезнет, а останется обычное ремесло. Гаджикурбан же убежден, что главным во все времена оставалось искусство, а вместе с высокими образцами сосуществовали обычные поделки, изначально не претендующие на эксклюзивные образцы.
– Каким бы талантливым ни был мастер, возможности человека ограничены, а замысловатые дизайнерские концепции могут существовать только в его воображении. С развитием новых технологий в ювелирной промышленности открываются возможности, представляющие собой интерес как с художественной точки зрения, так и с деловой. И 3D-печать может оказать большую помощь в традиционном производстве благодаря возможностям цифрового дизайна и 3D-принтерам, способным воспроизводить цифровые модели с предельной точностью и аккуратностью, – уверен Гаджикурбан.
Собеседник вспоминает времена, когда экономические проблемы, связанные с тем же ковидом, привели к тому, что отрасль просто остановилась: туристов не было, местные тоже находились на самоизоляции, в ювелирные бутики редко кто заходил. В то время покупательская активность упала до нуля. И республика могла потерять уникальный промысел. С большим трудом пришлось восстанавливать отрасль, а новые технологии оказались серьезным подспорьем в ценообразовании ювелирных изделий.
Рассуждая как практик, испытавший на себе упавший спрос на «ювелирку», Гаджикурбан уверен, что какие бы новации ни применялись, всегда будет цениться волшебная рука мастера, владеющего секретами искусства. И даже непосвященный в секреты мастерства может отличить поделку от настоящего произведения. Информационные же технологии – необходимый атрибут, который не стоит сбрасывать со счетов, но разумно применять в ювелирном и любом другом виде ремёсел.
Гаджикурбан работает в смешанной технике, не ограничивая себя художественными условностями. И замечает, что если старые мастера все же выступают за ручную работу, то у студентов художественного училища, где он преподает предмет «информационные технологии», новые современные приемы вызывают большой интерес. Педагог говорит, что на отделении дизайна наибольшее число желающих заниматься виртуальным проектированием. Поэтому, по его мнению, предмету необходимо выделять больше часов.
Гаджикурбан Инжиев хорошо известен в мире ювелирных мастеров. Он дипломант различных республиканских, всероссийских художественных конкурсов. В его деловом портфеле скопилось немало сертификатов престижных соревнований, почетных грамот за вклад в развитие многонациональной культуры республики, всевозможных дипломов за участие в выставках дагестанских ювелирных изделий, благодарностей за проведение мастер-классов…
– Сегодня мир цифровой. И время надо не просто чувствовать, но успеть его ухватить, чтобы не опоздать, не остаться в стороне, – убежден мастер.