Сегодня в арсенале у него целых семь гитар. Погрузившись с головой в творчество кумира, самостоятельно научился играть, просматривая ролики на видеохостингах. Увлеченность делом помогла отточить навыки настолько, что, когда он однажды пришел записываться к известному махачкалинскому гитаристу в школу искусств, преподаватель, услышав его игру, сказал: «А зачем пришел? Ты уже очень достойно играешь». Джамал ушел и продолжил заниматься саморазвитием.
Благодаря маме – первому слушателю, критику и наставнику – начал выходить с песнями Цоя к людям. Сначала это были выступления на мероприятиях в медуниверситете, в том числе на студвесне. «Кукушка», «Группа крови», «Звезда по имени солнце»… С каждым разом репертуар пополнялся. А когда у него начал ломаться голос и баритон стал удивительно похож на голос знаменитого рокера, люди стали называть парня «Джамал Цой». Так и прижилось.
Со временем Натали поняла: одно дело разовые выступления и совсем другое пробудить у молодежи Махачкалы и всей республики настоящий интерес к творчеству легенды. Так родилась идея создать трибьют-группу (коллектив, исполняющий материал только одного артиста или группы и стремящийся воссоздать его/ее образ, манеру и имидж). Название «КИНОтень» отражает главную идею – передать нынешнему поколению атмосферу песен знаменитой группы и образ самого Цоя. Натали, взявшая на себя вопросы организации и продюсирования, собрала вокруг сына других музыкантов, и творческая жизнь молодого коллектива забурлила.
Группа стала заявлять о себе на мероприятиях городского и республиканского масштаба. О проекте заговорили. Необычный голос Джамала и старание максимально точно передать образ и манеру Цоя сделали свое дело. У него появились поклонники, ролики «КИНОтени» стали расходиться по соцсетям и мессенджерам…

Группа «КИНОтень» после успешного уличного концерта
Когда летом прошлого года группа анонсировала свой первый сольный концерт, у нее уже сформировалась внушительная армия почитателей, причем со всей страны. Сегодня их знают и поддерживают участники других трибьют-коллективов «Кино» по всей России.
– Вы уже сами становитесь кумиром для многих, – говорю Джамалу.
– Приятно, конечно, однако это произошло не в одночасье, а постепенно. К тому же я занимаюсь тем, что мне нравится. И это приносит только радость.
– Что вас так зацепило в творчестве Цоя?
– Если честно, первые впечатления, когда я только начал смотреть ролик, были не очень – Виктор Робертович показался мне эпатажным. Но как только он запел, я вслушался в слова, в их смысл – и не мог оторвать взгляда. И даже манера игры, жесты, которые сначала смущали, стали мне по душе.
– Сегодня вы полностью погружены в его творчество. Есть любимые композиции?
– Вопрос одновременно и простой, и сложный. Прямо сейчас могу сказать, что нравится песня «Война», а завтра это может быть «Сказка» или «Кукушка», «Спокойная ночь». Я люблю все песни Цоя и не хочу выделять какую-то особо.
– Как вы думаете, почему Цой собирал стадионы при жизни и даже сегодня, спустя годы, продолжает откликаться в сердцах людей?
– Наверное, потому, что он не строил из себя кого-то, а просто пел и говорил о том, что его искренне волновало. Вот эта искренность во всем и подкупала. В одном интервью музыкант сказал: «Нам за честность могут простить практически всё… Но когда пропадает честность, уже ничего не прощают». Оставаться честным и искренним с людьми было его жизненным кредо. Оно и обессмертило творчество этого легендарного человека.
– Вам близки его взгляды на жизнь?
– Если скажу «да», это прозвучит пафосно. Не хочу делать громких заявлений. Мне просто нравится петь песни Цоя, вдохновлять людей его творчеством, как когда-то вдохновился я сам. Вижу, что многим это по душе.
– Ранее в своих интервью вы говорили, что собираетесь поступать в медколледж. Почему не в музыкальное училище, что кажется более логичным?
– Мама много лет работает в медуниверситете, я с детства рос среди студентов-медиков, участвовал в их творческих проектах. Тяга к этому миру была всегда. И появление музыки не отодвинуло ее. Я уже поступил в медколледж на фельдшера. Медицина будет моей основной профессией, а музыка – хобби. Для меня это идеальное сочетание, надеюсь, смогу совмещать.
– Пока не началась учеба, у вас и группы есть какие-либо творческие планы?
– Да, на днях состоится наш концерт у стен Даггосфилармонии. После прошлого концерта многие писали, что не успели попасть, вот мы и решили выступить снова. Уже есть заявки от зрителей.
– Вы выступаете и на больших концертах, и на квартирниках. Какой формат ближе?
– Квартирники безумно цепляют камерностью, душевностью. Там особая атмосфера единения со слушателями. Но и большая аудитория тоже вдохновляет, особенно когда публика поет вместе.
…Пока Джамал сосредоточен на творчестве, долгосрочным планированием и развитием коллектива занимается его мама. Дома он для нее сын, а в группе – равноправный участник, с которого она так же, как и со всех, требует дисциплины и вовлеченности в общее дело. Опыт Натали в музыке (в 90-е она была солисткой группы «Южный ветер», участвовала в проекте «Шанс 90-х» Георгия Гарунова) и ее обширные связи в мире искусства и шоу-бизнеса, наработанные за годы работы организатором творческих проектов в родном вузе, стали огромным подспорьем в продвижении трибьюта «КИНОтень».
– Ваш проект набирает популярность, но пока, как я понимаю, вы больше сосредоточены на бесплатных выступлениях.
– Мы молодой коллектив, только заявляем о себе. Сейчас главное, чтобы нас узнавали, поэтому большинство концертов проводим, естественно, бесплатно. Цой и сам начинал с бесплатных концертов в кочегарке, на квартирниках, на улице. Даже на пике популярности он нередко выступал без гонорара. Поэтому и мы хотим, чтобы люди слышали Цоя, ностальгировали, – говорит Натали.
– Как «КИНОтень» влилась в музыкальную тусовку республики и сообщество почитателей Цоя по стране?
– У нас много поклонников в Дагестане и за его пределами. Нас включили в сообщество трибьют-коллективов «Камчатка», объединяющего музыкантов со всей страны, «оживляющих» творчество легендарной группы «Кино» и эпоху 80-90-х годов. Часто поступают приглашения выступить в других городах. Джамал уже играл в Краснодаре. В Дагестане нас тоже любят, поддерживают. Недавно поклонники пришли на концерт в футболках с нашим логотипом, и это было невероятно приятно. Но есть и недоброжелатели, которые высказываются негативно, порой переманивают музыкантов, чтобы расколоть группу. Конечно, это стресс. Критикуют даже люди, лично не знакомые с нами, природу их ненависти нам не понять. Но, отбросив эмоции, осознаешь: завистники и ненавистники – признак того, что мы движемся в верном направлении.
– Расскажите о планах по развитию группы.
– Хотим выйти на всероссийский уровень. Поступают предложения из Москвы, Питера, даже из Казахстана. Людям мы интересны. Но для таких поездок нужны немалые средства, которых пока нет. Была идея выступить на освобожденных территориях для бойцов СВО. В ходе наших выступлений к нам часто подходят вернувшиеся из зоны боевых действий земляки и просят спеть «Звезду по имени солнце» или «Группу крови». Видя, как военные любят Цоя, мне очень хочется поехать туда и поддержать их. Планов и идей много. Надеюсь, получится их реализовать.
…«КИНОтень» – это больше, чем просто трибьют-группа, это воплощение живущей в поколениях знаменитой фразы «Цой жив!» Мальчик из Махачкалы своим исполнением доказывает – пока звучат песни Цоя, пока зал подпевает знакомые строчки, огонек «Кино» продолжает гореть.