Изобретению, без которого, кажется, совершенно немыслима наша жизнь, – фотографии – всего-то чуть меньше 200 лет. Сегодня фотоснимки – это и бесценное хранилище памяти, и серьезная работа, и насущная необходимость, и хобби…
Страшно представить, сколько бы потеряло человечество, как затормозилось бы оно в своем развитии, не открой в 1839 году француз Луи Дагер метод получения отпечатка изображения, названный в его честь «дагерротип». Тогда патент на революционное изобретение у Дагера быстренько выкупило французское правительство, поощрив его пожизненной пенсией в размере 6 тысяч франков.
Дню фотографии отведена постоянная дата – 19 августа. Именно в этот день в 1839 году французское правительство придало изобретение дагеротипа широкой огласке, назвав его «подарком миру». Тогда, выступая на заседании академии наук, французский физик и политический деятель Франсуа Араго так объяснил сущность открытия: это «возможность закрепить производимое светом изображение с изумительной точностью, гармонией света и теней, верностью перспективы и разнообразием тонов рисунка».
Фотография нашла широкое применение не только в жизни обычного человека. Невозможно описать весь спектр и области применения фотоснимков – СМИ, медицина, дизайн, криминалистика… Ведь с развитием технологий они находят всё новое и новое использование. Изобретение цифрового формата записи информации положило начало тотальному распространению фото.
Сегодня каждый сам себе фотограф и фотохудожник. Можно не просто сделать селфи себя любимого – «себяшку», как любит выражаться нынешнее поколение, но и снимать мельчайшие детали природы, движение, вспышки молний и иные проявления стихии. Смартфоны сделали процесс фотосъемки простым и обыденным.
Тем не менее высокохудожественно «остановить мгновение» и сейчас могут далеко не все. Как и прежде, для этого требуются опыт, знания, талант. А чтобы заявить о себе, мало умения выстраивать ракурс и «ставить» свет, потребуется видеть жизнь своих современников душой, а не только объективом.
Но на полях Второй мировой войны высокое художество не было целью. Трудно переоценить вклад, который внесли фронтовые фотокорреспонденты и кинодокументалисты и в освещение событий военного времени.
В годы войны трудилось гораздо больше фотографов, чем корреспондентов, и они находились в подчинении не только Главного политического управления РККА, но и множества иных информационных агентств и редакций. Корреспонденты таких изданий, как «Правда», «Известия» и «Комсомольская правда», пользовались повышенной защитой, сопоставимой с охраной старших офицеров. Однако фотографы действовали более самостоятельно. Из сотен отправившихся на фронт до конца войны дошли лишь десятки.
На вопрос о том, каким оборудованием они пользовались, ответ был неизменен: тем, что удавалось достать. Камеры являлись их личным оружием, и они самостоятельно занимались обслуживанием и ремонтом аппаратуры.
Благодаря фоторепортерам сегодняшнее поколение знает, как выглядел первый день войны и как – последний. Фотография Евгения Халдея, фотокорреспондента ТАСС, на которой изображены москвичи, стоящие на тротуаре и с тревогой слушающие сообщение по радио о начале Великой Отечественной войны, стала хрестоматийной. Сделал он ее сразу же после начала радиосообщения. Подпись под снимком говорит сама за себя: «Москва, 22.06.1941 в 12 часов 10 минут».
Судьба распорядилась так, что и последний кадр о войне – «Знамя над Рейхстагом», который обошёл весь мир и каждый раз публикуется во всех газетах и журналах 9 мая, снят этим же автором.