Дагестан глазами Лансере

В Москве, в Издательском доме Руденцовых, только что вышел каталог выставки «Дагестан глазами Лансере. К 200-летию вхождения Дагестана в состав Российского государства», состоявшейся в Московском государственном объединенном музее-заповеднике «Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино», в выставочных залах Сытного двора.
Столь интересную выставку организовали Правительство Москвы и его Департамент культуры, Министерство культуры РД, Дагмузей изобразительных искусств им.П.Гамзатовой, городской музей истории Махачкалы, потомки Евгения Лансере.
Многие годы связывали российского художника Евгения Лансере с Кавказом и с Дагестаном, в частности. Эта любовь была воспринята им от отца – скульптора Евгения Александровича Лансере. Художник глубоко интересовался Дагестаном, его природой, народами, традициями. «Тема эта мне особенно пришлась по душе в силу наследственных настроений», — писал в своей автобиографии Е.Лансере. К тому же Дагестан вызывал интерес и у исследователей того времени. Появились статьи в журналах о горном Дагестане, вышло отдельное издание «В дебрях Кавказа (по Дагестану)» с фотографиями. Это был 1917 год.
Первый раз Е.Лансере побывал на Кавказе в 1904 году, выбрав этот край для свадебного путешествия. С тех пор знаменитый член объединения «Мир искусства» мечтал снова попасть в этот регион. Такая возможность появилась в 1912 году в связи с заказом на иллюстрирование повести Л.Толстого «Хаджи-Мурат». Уже тогда Е.Лансере был академиком Императорской академии художеств.
Здесь он, посетив Владикавказ, Чечню, изучает места, связанные с жизнью Хаджи-Мурата, делает целые альбомы зарисовок и этюдов, сегодня хранящихся в музеях Киева, Грузии, Москвы, Дагестана, в личных собраниях родственников художника.
Андийская культура сразу поразила столичного художника. Он изучает жизнь аулов – Ботлиха, Тлоха, Цельмеса, Ободы, Хунзаха… Е.Лансере интересовали природа, типажи людей, особенности быта, традиционных ремесел, улочки, крепости, архитектурные элементы… Он пишет своему дяде А.Бенуа: «Сколько тем, сколько истинного, живого средневековья, которое только подразнило и ради которого уже мечтаю опять сюда приехать… Собраться бы сюда компанией на «открытие» Кавказа!». В итоге Е.Лансере исполнил около 70 композиций к повести «Хаджи-Мурат» — «самостоятельная песнь, прекрасно ввязывающаяся в могучую музыку Л.Толстого», по словам А.Бенуа.
Евгений Лансере был верен себе, посетил Дагестан в третий раз и остался на годы с семьей жить в Темир-Хан-Шуре. Здесь, кроме плодотворной творческой работы, художник занимается преподавательской деятельностью. Он становится штатным учителем рисования в женской гимназии, где состоялась первая в Дагестане художественная выставка. Ее участниками стали учащиеся, сам Лансере и молодой художник из Чоха Халил-Бек Мусаев, с которым позже вместе организует рисовальные курсы – первое художественное учебное заведение в Дагестане, где учились будущие скульптор Аскар-Сарыджа и художник М.Джемал.
— Его приезд в Дагестан, открытие рисовальных курсов дали толчок развитию профессионального изобразительного искусства в нашей республике, позволили начинающим дагестанским художникам приобщиться к высокому уровню художественного постижения пространства холста и бумаги. Любимый ученик Е.Лансере М.Джемал стал основоположником изобразительного искусства Дагестана, — говорила на презентации каталога московской выставки работ Евгения Евгеньевича Лансере директор Дагестанского музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова. – Трудно переоценить значение данного проекта – выставочного и издательского, для подлинного осознания культуры Дагестана и той огромной роли, которую внес в ее сохранение и становление выдающийся российский художник Е.Е.Лансере.
«Выставка, открывшаяся в одном из исторических зданий древней царской усадьбы в Москве, необычная. Это не только произведения, созданные знаменитым художником на Кавказе. Предметный мир оживает в великолепии произведений из дагестанского музея. Это объединение живописи и подлинных предметов декоративно-прикладного искусства делает древнюю культуру этой земли осязаемой и близкой», — пишет в предисловии к каталогу С.Худяков, директор Московского музея.
Презентация каталога выставки «Дагестан глазами Евгения Лансере», что прошла в Национальной библиотеке им.Р.Гамзатова в Махачкале с участием большого круга художников, искусствоведов, тех, кто проделал большую работу в подготовке этого проекта из сотрудников Дагестанского музея изобразительных искусств им.П.Гамзатовой, любителей живописи, пополнила знания дагестанцев об истории профессиональной живописи в республике, о времени активного изучения архитектуры, традиций различных народностей, об организации художественно-этнографических экспедиций с участием именитых художников России, в том числе и музыкальных, в Южный Дагестан, результатом которых было более 150 рисунков.
Каталог широко представил этнографию Дагестана в первой трети ХХ века статьей М.Магомедханова, доктора исторических наук, и разделами: «Дерево»; «Камень»; «Керамика», «Металл»; «Серебро»; «Оружие»; «Ковры»; «Вышивка», красочно иллюстрированными.
«Наш выставочный проект целиком состоит из предметов дагестанского музея – более ста произведений графики и живописи Лансере, более трехсот произведений декоративно-прикладного и народного искусства горцев и старых фотографий, призванных воссоздать атмосферу жизни художника в Дагестане. Мы уверены, что этот проект станет межкультурным мостом, демонстрирующим прочную и неразрывную связь между народами регионов России и Дагестана, несущую взаимное обогащение, духовное развитие и процветание», — приглашая читателя каталога к познанию Дагестана, пишет в этой замечательной книге министр культуры РД Зарема Бутаева.
Статьи из «Культура»
Когда поёт Месей

Очаг мудрости

Дебют режиссёра Михалкова

Свет сквозь печаль

Книга, востребованная временем

Вначале было дело

Бюст народному артисту

Дебют режиссера Михалкова

Бежта в орнаментах

В каждом движении – история

Полвека на сцене
