Дагестан – кладезь для кинематографа
Официальной датой рождения российского кино считается 15 октября 1908 года – в этот день на экраны вышел 8-минутный фильм режиссёра Владимира Ромашкова «Понизовая вольница» по мотивам русской народной песни о Стеньке Разине.
В 1918 году Владимир Ильич Ленин сказал: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Спустя год 27 августа Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинематографа, и вся фотографическая и кинематографическая торговля, промышленность и кинотеатры перешли в прямое ведение Народного комиссариата просвещения.
В советский период праздник назывался Днём советского кино, а с распадом Страны Советов получил новое название – День российского кино, и впредь решили отмечать его 27 августа.
За эти годы отечественный кинематограф претерпел много изменений, начиная от документального, наблюдательного («Кино-глаз» Вертова) до формата скриплайф и компьютерной графики («Ночной дозор», «Поиск», «Убрать из друзей» Бекмамбетова). Рассвет советского кино пришёлся на период с 50-го по 90-е годы прошлого столетия. Это были самые гуманные фильмы в мировом кинематографе, герои которых учили народы многонациональной страны доброте, справедливости, любви к родине.
Придавая огромное значение дальнейшему развитию кинематографа, правительство страны не скупилось на материальную поддержку.
В каждой Союзной республике имелись свои национальные киностудии, во многих регионах были открыты документальные студии, которые обслуживали автономные республики. Только одна студия Северо-Кавказской кинохроники обслуживала семь республик Северного Кавказа. Киностудия «Мосфильм» ежегодно снимала до 250 художественных фильмов, не считая киностудий Союзных республик – они снимали по 4 плановых фильма и десятки документальных и научно-популярных. Благодаря студиям около 18 художественных фильмов было снято по дагестанской тематике.
К сожалению, с распадом страны закончилась и эра советского гуманного кино. Многие киностудии, в том числе Северо-Кавказская, были закрыты, а кинотеатры распроданы. С каждым годом в стране снимается всё меньше фильмов. Свердловская киностудия, «Ленфильм», можно сказать, на грани развала, «Мосфильм» снимает от силы 50–70 фильмов.
Усиленно подражая Западу, наши кинематографисты заполонили экраны кровью, насилием, пошлостью.
«Миссия Америки – опошлить Вселенную», – так сказал ещё в ХIХ веке Чарльз Диккенс. Сейчас всё расцвело махровым цветом. Раз это приносит деньги, значит, хорошо. Пишем, ставим, поём и снимаем, что хотим. За годы лихолетья народ морально деградировал. Выросло поколение нигилистов, а ведь им страной править… Взрослые стали сторожами диванов у телевизора, дети не отрываются от телефонов даже во время еды. Вот и вся культура.
Народы наших республик с помощью кинематографа были тесно спаяны дружбой, общей культурой. А за последние 30 лет оказались разобщены, нет той вековой дружбы. Культура между тем является мощным средством регулирования человеческого бытия, а кинематограф – часть мультимедийной культуры, поэтому и сегодня он несёт на себе основную нагрузку в деле культурного воспитания масс. Даже развлекая, кинематограф воздействует на сознание человека.
В Дагестане кинематограф появился в 1958 году, когда республиканское правительство изъявило желание организовать свою киностудию в городе Каспийске. Завод «Дагдизель», «Завод точной механики», «Завод им. Магомеда Гаджиева», «Дагнефть» и «Дагрыба» приобрели профессиональную аппаратуру. За время существования киностудия «Дагестан» выпустила более 200 документальных фильмов и киножурналов. Её картины стали лауреатами многих республиканских, российских и всесоюзных кинофестивалей. О фильмах киностудии писали в газетах «Правда», «Советская Россия», «Советская культура», «Известия», «Дагестанская правда» и др.
С развалом Союза в стране не стало киноплёнки, химикатов. В 2002 году по просьбе Никиты Сергеевича Михалкова я открыл в Махачкале филиал, а в 2012-м – отделение Союза кинематографистов РФ. Сегодня в Дагестанском отделении Союза кинематографистов есть профессионалы, которые снимают свои независимые фильмы. Это Александр Евтушенко, Курбан Ибряев, Эльдар Ферзиев, Магомед-Гаджи Гасанов, Мурад Абдуллаев, Арслан Мирзабеков, Камиль Алиев, Магомед Казиев, Ислам Казиев, Ислам Ханипаев, Магомед Сулейманов. Многие из них имеют государственные награды не только Дагестана, но и России. И мы хотим возродить нашу киностудию.
В этой связи кинематографисты Северного Кавказа обратились к Владимиру Владимировичу Путину с просьбой реанимировать Северо-Кавказскую киностудию. Нашу инициативу Президент России поддержал и издал указ о её открытии и передаче пакета акций в собственность Северной Осетии-Алании. Ждём теперь решения правительств наших республик.
Дагестан – это кладезь для кинематографа. Наша природа – живые декорации для фильмов, а наша история, культура, быт – неисчерпаемый источник вдохновения для сценаристов.
Сегодня для нас остро стоит вопрос о том, чтобы возродить культуру кинопоказа, которая была сформирована в советское время. В Дагестане было 1700 клубов и кинотеатров, был самый большой на Северном Кавказе кинопрокат с 17 000 кинокопиями. Сегодня в республике 4–5 частных кинотеатров, которые крутят зарубежное кино. Вместе с тем в последнее время в регионах России всё более укрепляется понимание роли киноклубного движения. Однако эта важная для развития кинематографа инициатива сталкивается с рядом трудностей, преодоление которых без государственного участия невозможно. Речь идёт о финансировании проводимых мероприятий, выделении помещений и т. д. Поэтому хотелось бы пристального внимания к кинематографистам со стороны правительства, общественности, ведь кинематограф это не только развлечения, но и школа – школа культуры, образования, этики, эстетики, воспитания и нравственности.
Пользуясь случаем, хочу заверить дагестанцев, что кинематографисты будут и впредь снимать свои фильмы, прославляя родную республику. Поздравляю всех кинематографистов Северного Кавказа и Дагестана с Днём российского кино и желаю крепкого здоровья, удачи. Поздравляю также кинолюбителей, словом, всех, кто неравнодушен и поддерживает отечественный кинематограф.