Дагестан – театральная Мекка
Ежегодно 27 марта отмечается Всемирный день театра, и к кому, как не к заслуженному деятелю искусств России Скандарбеку Тулпарову идти за разговором о положении дел в театральной жизни республики с ее проблемами, заботами, победами и творческими удачами. Мы беседовали перед премьерой поставленного им спектакля Кумыкского театра «На всякого мудреца довольно простоты» по А. Н. Островскому.
Человек, можно сказать, курирующий театральную сферу в Дагестане, главный режиссер Русского театра и директор Кумыкского Тулпаров помогает дагестанским театрам «твердо стоять на ногах». Дает рекомендации в формировании репертуара, проводит мастер-классы, приглашает для работы в республике режиссеров из разных регионов России и даже зарубежных стран. Но, помогая другим, он и сам не стоит на месте.
«Я всегда учился, обновлялся, искал. И сейчас ищу тоже, где бы поучиться», – говорит о себе Скандарбек Даниялович.
В наших театрах остро стоит вопрос кадров, особенно режиссерских. Тулпаров много делает для того, чтобы решить эту проблему, помогает с учебой в Москве молодым перспективным ребятам. С режиссерами вообще беда, причем по всей стране. Профессия сложная, считает наш собеседник, здесь должен быть человек, прошедший театральную школу, да и школу жизни тоже.
– Очень важно, – продолжает он, – чтобы в театр приходили другие, новые люди, чтобы национальные театры расширяли свой кругозор, видели, что есть иная режиссура. И можно с уверенностью сказать, что театральный мир республики меняется. За последние 5 лет национальные театры сделали большой скачок вперёд.
Сегодня в республике 12 государственных театров, из них 8 – на национальных языках. Кумыкский – первый национальный театр в Дагестане. Вырос он на Русском театре, при нем создавались студии, в том числе и на языках народов Дагестана. Но вот что интересно: Скандарбек Тулпаров обнаружил очень любопытный документ – зарплатную ведомость театра 1916 года. Выходит, театр существовал до революции 1917 года и до официального своего открытия уже в новое время – в 1930 году. Ну а потом появились и другие нацтеатры. Как поэтично выразился Расул Гамзатов, «колыбель Аварского театра качал Кумыкский театр», ведь работали они тогда в одном городе, Буйнакске.
Было невозможно не задать вопрос о том, как удается совмещать две такие ответственные должности в разных театрах.
– Когда мне предложили быть директором театра, я поначалу оскорбился. Администратором работать каждый второй может, окончив курсы менеджмента, например. А я ведь режиссер, прошел такую школу, и вдруг – заниматься трубами, ремонтом и прочими хозяйственными делами? Но Кумыкский театр в то время был в трудном положении, и меня попросили помочь. Я понял, что от этого мне не убежать, надо идти и делать. Тут случилось непредвиденное – актёры Русского театра устроили забастовку – не захотели меня отпускать. И предложили свой вариант нашей совместной работы – по ночам, ведь целый день я на работе в Кумыкском. Так и работаем с 2017 года. Первое время домой приходил – падал.
– Нужно ли в национальных театрах ставить нечто современное, трендовое, выходящее за рамки привычной классической постановки?
– У нас в Кумыкском театре есть спектакль на русском «Кровавая свадьба» Федерико Гарсии Лорки, идет «Пегий пес, бегущий краем моря» Чингиза Айтматова, который вообще никак не сводится к представлениям дагестанцев о театре. Для постановки этого спектакля я пригласил литовского режиссёра Линаса Мариюса Зайкаускаса. Сказать честно? На премьере был полный зал, но публика в основном вышла после спектакля в недоумении. Были, правда, и восторженные отзывы. Однако в массе своей зрители такой способ подачи материала не поняли. Нам надо учитывать их вкусовые предпочтения. Не поверите, у нас есть 5 спектаклей, они идут на сцене более 50 лет. «Бунт невест», например, 35 лет, но билеты на этот спектакль до сих пор трудно купить. Более 20 лет живёт на сцене «Горянка» Расула Гамзатова на русском языке.
– То есть классика не устаревает?
– «Молла Насреддин» играется уже 82 года! Вдумайтесь в эту цифру! И это притом, что выходит он 4 раза в год, и нас просят выпускать его чаще. Даже сложилась определенная традиция передачи главной роли новому актеру. За эти десятилетия актёры, исполняющие главную роль, сменились только четыре раза. В этом году Пахрудин Ихивов сменил заслуженного артиста РФ Басира Магомедова, игравшего Моллу Насреддина 28 лет. Конечно, зритель привык. Но мы придумали, как безболезненно для него заменить одного актера на другого. Это происходит прямо во время спектакля, соблюдается определённый ритуал. Звучат слова благодарности предыдущему актеру и наставления следующему. Первый акт проходит с участием старого актера, а второй – с новым.
На премьере «На всякого мудреца…» был полный зал. И стала традицией фортепианная классическая музыка в фойе перед представлением.
– Сегодня на спектакле трудно найти свободные места, так всегда у вас?
– Мы выходим к зрителю 12 раз в месяц. Посещаемость нашего театра гораздо выше, чем других национальных театров республики. С возросшим потоком туристов растет интерес к театрам на родных языках у приезжих. У нас 60 наушников для синхронного перевода, и сейчас нам этого не хватает. Продлили сезон до середины лета, чтобы дать туристам то, чего они хотят.
– Каким вы хотите видеть театр в Дагестане в будущем?
– По Северному Кавказу мы считаемся Меккой театрального искусства. У нас проходит очень крупный фестиваль русских театров, сюда приезжают лучшие критики России. Этот фестиваль дает возможность театрам-участникам получить новый опыт, услышать профессиональную критику. Они видят, какое отношение здесь к театру, и это очень сильно подняло нас в глазах театрального сообщества нашей страны.
Но есть одно «но». Меня беспокоит судьба национальных театров, так как языки постепенно умирают. На спектакли ходит мало молодежи: не владеет она родными языками. И еще один момент – национальный театр не может существовать без национальной драматургии. Что происходит сейчас? Мы открываем старый сундук, берем и ставим давно написанное, а движения вперед нет. Попробуйте найти 40-летнего литератора, который принесет вам свою пьесу на национальном языке. Самому молодому драматургу за 70. Он пишет о том, что было, а нам нужно идти дальше. Читающих на родных языках трудно найти, а пишущих – тем более.
– Как быть?
– Мне удалось отстоять наше помещение, оно раньше было рестораном «Театро». Там мы откроем детский театр, где будут ставиться спектакли на пяти национальных языках. В нашем многонациональном детском центре дети смогут и обучаться родным языкам. Меня самого, чистого кумыка, научила родному языку русская женщина, Надежда Викторовна Манакова – Мусаева, прима Кумыкского театра во времена моей юности. И как сделать так, чтобы детям было интересно учить родной язык, я представляю. Придя к нам, дети будут знать, что родной язык востребован, его нужно учить, чтобы применять в таком интересном деле, как театр, например.
Дел у Скандарбека Тулпарова много. Он открыл свой театр в Москве, называется «Восток–Запад». 19-20 апреля состоится его премьера пьесой Шапи Казиева «Бестужев» на сцене Театра юного актера в самом центре Москвы, на Чистых прудах. Известный режиссер ставит перед собой цель – на лучшей драматургии донести дагестанскую культуру московскому зрителю. В следующем году исполняется 100 лет Русскому театру, надо будет подготовиться. Но об этом мы еще поговорим. Непременно.