Давая импульс новому искусству…

Преемственность национальной культуры, сохранение традиций, а значит, корневой основы, идентичности, в основе которой заложена вековая система духовно-нравственных ценностей в условиях мощных глобализационных процессов, сегодня приобретают особое значение.
Благая цель — сохранить уникальные культурные, исторические памятники, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыку, хореографию- рассматривается учеными в тесной связи с новыми направлениями, давая импульс новому искусству, создавая образцы, претендующие на, может быть, каноны, но при условии сохранения уникального народного искусства, создаваемого веками.
На международной научно- практической конференции, организованной ИЯЛИ ДНЦ РАН, с целью обсудить эту животрепещущую тему собрались северокавказские ученые, представители других российских регионов. Их объединяло общее, что лежит в основе научных исследований, проблематике современной художественной культуры- бережное отношение к источникам народного искусства, уходящего в глубь веков. По мнению ученых, это и есть то главное, что уравновешивает и позволяет гармонично трансформировать древнее искусство в современное.
По мнению, члена-корреспондента МААМ В. Бесолова, в эпоху интеграции национальных культур, глобализации перед малочисленными коренными горскими народами должна быть поставлена проблема первостепенной важности и государственной значимости — вопреки социально-политическим тенденциям всеобщей унификации, сохранять языковую специфику, культурную уникальность и этническую идентичность. Важно сберечь неповторимость своего национального образа, эстетическую выразительность. Именно это- судьбоносная проблема, состоящая из целого комплекса сложных вопросов прогрессивного общества.
Давая оценку архитектурному облику древнего Дагестана, ученый обратил внимание на некую последовательность в облике жилища горцев, мудрую устроенность башенного и тухумного архитектурного стиля, мотивированного процессом разрастания семьи, родовой патриархальности. Рассматривая культурную идентичность в разрезе современного развития общественных отношений, он отметил, что для нынешних специалистов по истории, национальным проблемам архитектуры и градостроительства актуальной остается проблема разработки методики и научных основ проектирования нового жилища горцев, соответствующих особенностям национального образа и мышления, потребностям и социальному заказу полиэтничного Дагестана.
Не осталась без внимания ученых тема национального музыкального стиля дагестанского искусства. Кандидат культурологии Т. Мусаев обратил внимание на общеупотребительный термин многонационального песенно-языкового плюрализма в условиях существующих многочисленных этнических групп, сформировавших свою интонационно-языковую среду.
— Можно констатировать, что национальная культура народов Дагестана изучена и трансформирована во всех профессиональных жанрах,- сказал он.- В этот сплав внедрились техники современного письма, музыкальной риторики, особые исполнительские приемы, призванные донести до стороннего слушателя глубину и самобытность народной песни. Через подобный опыт проходит любая звуковая цивилизация, ставя конечной целью выявление национального музыкального стиля и его звуковое «маркирование».
В выступлениях ученых были затронуты проблемы концептуальной идеи единства в многообразии, формирования исторической культуры, художественных промыслов и ремесел на основе народного искусства, неизменного и пока не повторимого современниками.
Статьи из «Культура»
Песни о войне и Победе

Театральный триумф

В книгах живёт история

Хиты на все времена

О войне и судьбах

История на кончиках пальцев
