Делайте мир прекрасным!
Студенты разных факультетов высших учебных заведений сдали экзамены – подвели итог образовательной учебы за полгода. А как отчитываются они на творческих отделениях? Наш корреспондент побывал на экзаменационном просмотре работ студентов в Дагестанском педагогическом университете на кафедре живописи и смежных специальностей – скульптура, графика.
Будущие скульпторы от первого до пятого курсов представили к оценке выполнение заданий педагогов. Вылепленные из глины мужские головы натурщиков, женские фигуры на определенном фоне, композиции по темам «рыбалка», «музыканты». На постаментах рядами выстроились из черной глины головы, каждая со своим характером, настроением, некоторые из них «гордятся» своим мастером и, выпячиваясь из ряда, как бы приглашают: «посмотрите на меня, меня».., другие тихо, спокойно ждут оценки – как они сработаны.
А оценивала совсем еще свежие работы специальная комиссия в составе педагогов: заведующий кафедрой, декан факультета, художник, искусствовед. Все они известные в своей области люди, имеют высокие звания художников, ученую степень. Педагоги не склонны давать высокие оценки. Они ходили, присматривались к малым скульптурам и большим выразительным бюстам молодых и не очень мужчин, обсуждали плюсы и минусы, вчитывались в фамилии авторов работ, поощрительно кивали около тех глиняных изваяний, которые студенты, кроме заданных педагогами, представили на свободную тему – крестьянская пахота земли на быках, балет. Особое внимание комиссия уделяла композиции. Отдельно оценивались рисунки, эскизы поиска решений тех образов, которые завершат работу, натюрмортов – простых и усложненных.
Студенты выпускного курса подготовили эскизы к дипломным проектам. Многие работы скульптурной мастерской педагога Шамиля Ахмедова были отобраны для формовки и последующей отливки в гипсе.
Студенты мастерской графики, руководимой Юсупом Ханмагомедовым, показали живопись и рисунок, а также печатную графику – офорты, в том числе цветные, линогравюры. Темами закончившегося семестра были «пейзаж по материалам пленэрной практики», «экслибрис – книжный знак», «портрет современника». Результаты этих заданий были скомпонованы большими блоками, плотно вывешенными на стенах мастерской, выставленные на столах и даже подоконниках.
А еще первокурсники показали шрифтовые работы и гратографию. Даже художники-живописцы, скульпторы из числа педагогов с интересом рассматривали разложенные среди работ инструменты, которыми пользуются при создании экслибрисов, линогравюр, литографий, офортов. Работы студентов этой мастерской получили отличные и хорошие оценки и были рекомендованы для отбора в методический фонд художественно-графического факультета университета. Старания студентов в сложном многоэтапном процессе: эскиз, травление кислотой, перевод в зеркалку, отточенность, оттиск и так далее, которые объединены общим словом – графика, были оценены достойно.
От набросков до результата оценили работы студентов кафедры живописи, которой руководит член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Абдулзагир Мусаев. Мастерская живописи определила экзаменуемым несколько учебных установок – выполнить портреты натурщиков на светлом и тёмном фонах, натюрморт и женскую фигуру на сложном фоне. Задачи педагогов – сложные по умотворчеству, по композиции, выполнены. Есть интересные компоновки, среди которых выделяются работы пришедших после завершения учебы в Дагестанском художественном училище, их полотна отличает наличие художественной школы. Но и некоторые первокурсники не подкачали, есть хорошие предложения по композиции, рисунку, достойные пленэрные работы. «Есть такие студенты, ради которых стоит работать», – признается сдержанно Абдулзагир Мусаев, не называя фамилий.
По предмету «композиция» были представлены темы – «античная архитектура и скульптура», «профессии». Дополнительным заданием педагогов было создание пейзажа по материалам практики в районах Дагестана. Среди этих работ есть интересно выполненные. Отдельной задачей для студентов было исполнение копий полотен русского художника Александра Иванова. Средняя оценка этого задания студентами по пятибалльной шкале была четверкой.
После просмотра итогов семестра и выставления оценок члены экзаменационной комиссии провели беседу со студентами с комментариями работы каждой мастерской. Высказали свои впечатления и приглашенные гости – именитые художники, в их числе Хайруллах Курбанов, заслуженный деятель искусств ДАССР, народный художник Дагестана, заслуженный художник России, лауреат премии им. Г.Цадасы: – Просмотр показал, что есть среди молодых таланты и есть у кого им учиться профессионализму. Видно, что студенты занимаются любимым делом. Есть надежда, что искусство Дагестана не умрет, – сказал он.
– Рад за педагогов, которые ответственно относятся к своему делу. Это благородный труд. Мир станет красивее от результатов их работы. Оправдайте надежды ваших педагогов, – сказал, обращаясь к студентам, член-корреспондент Российской академии художников, председатель Союза художников Дагестана Курбанали Магомедов.
Затем Курбанали Магомедович вручил педагогам и 16 студентам грамоты и благодарственные письма за участие в выставке «Юг России» и в фестивале «Мозаика народов Дагестана» и за личный вклад в дело взаимодействия и обогащения культурно-эстетической палитры Республики Дагестан. «Радуйтесь и радуйте», – наставлял К.Магомедов, вручая награды.