Детское счастье – в танце
«Чем больше мы отдаем себя детям, тем больше обретаем самих себя». Эти слова народного артиста Республики Дагестан Шалуми Матаева, бессменного руководителя заслуженного ансамбля танца «Виртуозы Дагестана – Счастливое детство», являются для него незыблемым творческим и жизненным девизом. Это я поняла, побывав на состоявшемся недавно в Русском драматическом театре им. М. Горького юбилейном концерте ансамбля, которому в этом году исполнилось 45 лет.
Начало 70-х. Только что вернувшийся из Первопрестольной выпускник Московского института культуры по специальности «режиссёр балета», педагог хореографии Шалуми Матаев ставит перед собой важную цель – поднять танцевальную культуру Дагестана на качественно новый уровень. Для этого он и создаёт в 1974 году ансамбль. С самого основания коллектива дети из «Счастливого детства» стали известны в республике не просто как хорошие исполнители. Их всегда отличала особая, не по годам развившаяся в них интеллигентность как на сцене, так и вне её.
И не мудрено. Ведь всем известно, что Шалуми Самуилович, можно сказать, с первого дня прихода детей в ансамбль не терпит ни малейшего проявления расхлябанности и воспитывает их в самых лучших традициях горского этикета. На любых гастролях, особенно за пределами республики, строгий наставник уже с самого выхода из самолета или автобуса первым делом наставляет детей: «Вы не должны уронить честь ансамбля, честь Дагестана. Должны станцевать на уровне и вести себя так, чтобы о вас люди могли сказать только хорошее». И ни разу не было иначе. Неудивительно, ведь в ансамбле в хорошем смысле слова солдатская дисциплина: что сказал «генерал» – закон.
А ещё ансамбль отличается богатым репертуаром. В его творческом багаже благодаря Шалуми Самуиловичу на сегодняшний день более 100 танцев народов мира. Каждый из них – это особый, продуманный рисунок, аутентичное оформление костюмов и совсем не детский профессионализм.
Зная все это, я шла на концерт уверенной, что этим вечером буду свидетелем хорошей хореографической программы. И не ошиблась.
Я и раньше наблюдала за выступлениями ансамбля, но чаще это были один или несколько номеров в общей программе каких-либо празднеств. А в этот вечер я увидела такое разнообразие! Ансамбль представил вниманию зрителя танцы народов Дагестана и авторские постановки руководителя коллектива. Одна из них – «Белые журавли» – выраженный хореографическими средствами диалог Родины-матери и её сыновей, так рано ушедших. В зале неподдельное единодушие в
сопереживании.
Посмотрев больше половины программы, решаюсь заглянуть за кулисы. Первым делом обращаю внимание на волнующегося Шалуми Матаева. Он следит, чтобы все было как надо, и в этот момент ему не до интервью. Ему важно быть всегда хорошим отцом для своих воспитанников. Да-да, именно отцом, строгим честным и справедливым, а потому как отец, он следит, чтобы его дети выглядели достойно.
– Я не ошибусь, если скажу, что каждый родитель, который привёл своего ребёнка в ансамбль, нисколько не пожалел об этом, – говорит мама одной из солисток «Счастливого детства». – Мы знаем, что доверили своих детей не только великолепному профессионалу, но и замечательному человеку, который окажет нам неоценимую поддержку в воспитании детей. Он стремится, чтобы в каждом из них был духовный стержень, в основе которого традиции Дагестана.
И вот концерт национальной хореографии подошел к концу. На сцену вышел Шалуми Матаев. Вслед за ним – бывшие выпускники ансамбля – люди известные и не очень, самых разных профессий, судеб: кто ровесник ансамбля, кто постарше, кто недавно покинувший коллектив, а кто прилетевший из других стран – Германии, Израиля, Нидерландов и т.д. Каждый из них сказал много приятных слов своему учителю, благодарил Шалуми Самуиловича за детство, которое благодаря ему для всех них стало ещё счастливее.
Юбилейное выступление ансамбля прошло на «ура». Впереди у коллектива много творческих планов, воплощение которых привлечет к «Счастливому детству» ещё больше преданных друзей и поклонников.