Девочка Майя и декабрь 1941
В эти дни вся страна готовится к памятным мероприятиям, посвященным 77-й годовщине снятия блокады Ленинграда. До этого дня не дожили многие. Сотни тысяч погибли от голодной смерти, болезней, холода и разрывов снарядов. С каждым годом страшная страница остается все дальше и дальше, но это не значит, что мы сегодня имеем право забыть то, как погибали наши соотечественники. Потому важно, чтобы одни поколения передавали память об этой трагедии другим.
Именно с этой целью – рассказать юным поколениям дагестанцев о жителях блокадного Ленинграда – в эти дни Дагестанский государственный театр кукол готовится представить на своей сцене премьерный спектакль «Должна остаться живой» по одноименной повести Людмилы Никольской. Постановка, осуществленная в Год памяти и славы по федеральному проекту «Культура малой родины» (подпроект «Театр –детям»), должна была быть показана дагестанцам в канун 75-й годовщины Великой Победы в мае минувшего года. Но, увы, в связи с самоизоляцией показ премьеры пришлось отложить. Однако, как говорится, нет худа без добра. Постановка, посвященная блокадному Ленинграду, предстанет дагестанскому зрителю в тот самый день, когда 77 лет назад, 27 января, адский круг был прорван и ленинградцы были освобождены.
О чем же повествует сюжет новой постановки театра? Об одном блокадном месяце из жизни девочки Майи. О длинном, бесконечном, холодном декабре. И о большом, искреннем, бескорыстном сердце маленькой замерзающей и голодающей девочки. Каждое вложенное в ее уста слово вызывает много эмоций, ещё больше мыслей и желание говорить, высказываться, размышлять.
Ужасы блокады в спектакле не показаны. Они как бы за кадром, но ощущение отчаяния, холода, голода и страха смерти присутствует неотступно. Показаны все признаки того времени. Это и сны о еде, которая не заканчивается, и воспоминания о булке с маслом, которую выкинул в довоенное время, потому что не успевал доесть, торопясь гулять. Это луна, похожая на каравай. Это когда про студень из столярного клея говорили: «Вкуснющий!». Это когда «хлеб взвешивался с аптекарской точностью», а «редкие крошки тщательно собирались продавщицей и клались на кусок хлеба». А ещё это время, когда ежедневно нужно было делать выбор – съесть корку хлеба самому или отдать другому, сохранить жизнь котёнку или отдать его для спасения умирающего.
Девочка Майя находит талоны на хлеб, и перед ней стоит выбор. Она может оставить их себе, ведь это дополнительная порция хлеба ежедневно! Но она понимает, что без этих талонов кто-то может умереть от голода. Это мучает её.
Предпринимая попытки найти хозяина талонов, она помогает другим. Ведь не зря же она всегда хотела быть в команде тимуровцев. Иногда зрителю может показаться, что этот ребёнок морально сильнее взрослых. Она подбадривает, успокаивает, выслушивает всех. Это совсем не трудно, когда ты сыт и тепло одет. Но сколько надо иметь сил и желания помочь, когда у тебя кружится голова от голода, а руки не слушаются тебя от холода!
Через Майю создатели постановки знакомят зрителя с разными семьями, разными судьбами, разными историями. Здесь и воровство, и предательство, и подлость. Этого и в мирной жизни хватает, а что уж говорить о военном времени, когда проявляются все лучшие и худшие качества человеческой души. Конечно, не обходится и без смертей. Однако, несмотря ни на что, девочка Майя верит в то, что ее папа – солдат Красной Армии – победит немцев и вернется домой. И эта вера помогает ей жить и поддерживать всех окружающих.
«Проникновенное произведение Людмилы Никольской благодаря приглашенному режиссеру Тимуру Мустафину пополнило репертуарный фонд нашего театра. Для нас было очень важно поставить спектакль, посвященный Великой Отечественной войне, ориентированный на подрастающее поколение. В центре новой постановки маленькая, но при этом мужественная девочка Майя, которая, несмотря ни на что, остается доброй, сострадательной и готова сама не доесть, но спасти умирающую сиротку – это сильный образ спектакля. Через Майю до зрителя доносится один из важнейших посылов, заложенных автором повести в свое произведение, – вопреки всем обстоятельствам, какие бы ни творились вокруг ужасы, человек должен сохранять в себе человека», – отмечает художественный руководитель – директор Дагестанского государственного театра кукол Аминат Яхьяева.