Долгая дорога домой
«Нам пора становиться его наследниками, чтобы не напоминать простофиль, которым свалившееся вдруг на голову богатство бывает не по уму. Уже давно пора от восклицаний о прекрасных картинах и вздохов о грустной участи мастера, жившего и умершего далеко от Родины, перейти к серьезному и научному анализу его творчества, изучать и публиковать эти материалы. Ведь ни один период жизни Халилбека Мусаева не изучен достаточно полно, а пока все отдано популяризаторству, в творчестве и судьбе мастера очерчено только сенсационное, одетое в романтические одежды. А ведь художник славен по-настоящему лишь своим искусством».
Так в 1992 году в одном из интервью о творчестве известного мастера кисти Халилбека Мусаева (Мусаясул) высказался другой не менее талантливый художник Эдуард Путерброт. Начало 90-х это время, когда спустя десятилетия работы живописца, вынужденного всю жизнь провести вдали от любимой отчизны, наконец были привезены на его родину, в Дагестан. Тогда у дагестанцев впервые появилась возможность познакомиться с наследием этого великого мастера.
Завет Путерброта
«Художник Халилбек Мусаев постепенно возвращается в ореол дагестанской культуры, заслуженно вводится в пантеон великих людей Кавказа. Его имя уже на слуху, публикации о его творчестве, сложном жизненном пути периодически появляются в газетах и журналах. Читатель уже познакомлен с шахами и королями, со всеми баронессами, что позировали ему в разные годы… Но истинное место этого художника в духовной жизни Дагестана еще так и не установлено.
Процесс возвращения этого имени на Родину идет очень медленно, и фактически для этого сделано очень немного: только недавно завершена полная реабилитация имени мастера от клеветнических измышлений и пропагандистских слухов, едва приподнята завеса над его огромным творческим достоянием. Но Дагестан еще не ощутил по-настоящему, что его первый художник, основоположник живописи, графики, театрально-декорационного искусства, мастер высокого уровня – такой же предмет национальной гордости, как В. Гудиашвили, Д. Какабадзе для Грузии, М. Сарьян, Г. Григорян (Джотто), А. Каджоян для Армении, А. Алим-заде для Азербайджана.
До сих пор нет альбома работ мастера, нет даже постоянной экспозиции его работ, длительных полноценных выставок, находящихся в фондах двух дагестанских музеев. Необходимо создать музей и на родине художника, в Чохе, в доме, где он родился», – делился в своем интервью Эдуард Путерброт.
С того самого интервью прошло немало времени, но все мысли, высказанные большим художником, актуальны и сегодня.
Большая ретроспективная выставка «Халилбек Мусаясул. 100 лет эмиграции» – проект, инициированный Национальным музеем при поддержке Фонда культурного наследия художника с целью изменить эту ситуацию и вернуть в свет из «многолетнего заточения» его работы.
Работы, вещи, дневники…
Память о художнике, само его творчество, начиная с 1927 года, оказались в эмиграции. В советские годы его имя было под запретом, а о немногочисленных работах в дагестанских музеях и их показе нельзя было даже упоминать.
Супруга Халилбека Мусаева, баронесса Мелани фон Нагель-Мусаева, после его смерти долго и упорно искала родственные связи в Дагестане, стремилась передать его произведения на Родину (в 1958 году она ушла в монастырь бенедектинского аббатства Регины Лаудис в Вифлееме, штат Коннектикут (США), под именем сестры Джером фон Нагель Мусаясул).
Возвращение доброго имени, открытие его для многих поколений дагестанцев случилось лишь в 1990 году. Родственникам художника, племянникам Магомеду и Омару Мусаевым удалось через 30 лет с начала налаживания контактов с Мелани перевезти из США в Дагестан более 100 живописных и графических работ художника, его личные вещи, документы и дневники. Большая часть в 1999 году была представлена на выставке в Национальном музее Дагестана (тогда ДГОМ). Короткая по времени выставка не дала возможности внятно познакомиться с творчеством мастера. Семья надеялась на создание государством музея Халилбека Мусаева, куда должны были быть переданы все завещанные Дагестану Халилбеком и Мелани работы и вещи. Не случилось… Работы «залегли» в семье на долгие 20 лет, художник снова не по своей воле ушел во «внутреннюю эмиграцию».
Конец эмиграции
Выставка же дала возможность «вернуться из эмиграции» работам мастера. Проект торжественно открылся в Национальном музее в начале нынешнего года. В основе его концепции показ не просто ретроспективы, а знакомство с художником и его эпохой. Основные разделы выставки – это экспозиция произведений художника из собрания фонда и музея, датируемых 1917-1949 годами, раздел книжной и журнальной графики, фотоинформационное и библиографическое приложения.
Экспозиция работ коллекции Фонда культурного наследия Халилбека Мусаясула состоит из 93 произведений живописи, графики и книжной иллюстрации. Хронологически, тематически и жанрово работы разбросаны – это портреты, пейзажи, жанровые композиции. Отдельно можно рассматривать серию, созданную в последние годы жизни мастера (1946-1949), серию мужских портретов периода второго переезда в Европу, отдельно и наиболее цельно выступает серия графических работ-иллюстраций к книге «Страна последних рыцарей» (1934-1936).
В экспозицию включены также все произведения из фондов музея – 11 произведений живописи и графики, они созданы в «дагестанский период» (1916-1921). Среди них серия мужских графических портретов и несколько ярких и самобытных жанровых композиций – сценок, отсылающих к доброй, мирной и задорной жизни горцев.
Учитывая, что выставка ретроспективная и носит мемориальный характер, экспозиция составлена из шести крупных разделов, охватывающих все значимые для Халилбека события и стороны жизни: «Родина», «Ближний круг», «Кавказская война», «Эмиграция» «Женщины», «Страна последних рыцарей». Также в нее вошли небольшие пейзажи, столь не характерные для автора, но написанные, возможно, по настроению или на заказ в Египте, Франции, Испании, США в разные годы.
Выставка эта не просто показ работ художника, но еще и рассказ о нем. Безусловно, до широкой панорамной монографической ретроспективы – музея художника – путь длинный и сложный, однако уже есть ряд исследований, научных и искусствоведческих публикаций, выявлено много нового фактологического материала. Немало открытий было сделано в процессе подготовки выставки.
Не останавливаться на достигнутом
Большой выставочный проект стал началом в деле возрождения имени выдающегося художника. Однако нельзя на этом останавливаться. Необходимо создание постоянно действующего научно-выставочного центра, который позволил бы плодотворно решать задачи изучения, экспонирования, популяризации имени нашего великого земляка. Архиважной задачей является составление и издание полного сводного каталога его работ с публикацией максимального количества произведений, хранящихся в различных музеях, частных коллекциях…
Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи выражает огромную благодарность семье и Фонду культурного наследия художника Халилбека Мусаясул за возможность провести выставку в своих залах, которая за полгода работы привлекла огромное внимание жителей и гостей столицы.