X
08:20 18.06.2021

Долгая дорога домой

Джамиля Дагирова, заместитель генерального директора Нацмузея РД им. А. Тахо-Годи
Выпуск - 2021 №№ 163-164
66

«Нам пора становиться его наследниками, чтобы не напоминать простофиль, которым свалившееся вдруг на голову богатство бывает не по уму. Уже давно пора от восклицаний о прекрасных картинах и вздохов о грустной участи мастера, жившего и умершего далеко от Родины, перейти к серьезному и научному анализу его творчества, изучать и публиковать эти материалы. Ведь ни один период жизни Халилбека Мусаева не изучен достаточно полно, а пока все отдано популяризаторству, в творчестве и судьбе мастера очерчено только сенсационное, одетое в романтические одежды. А ведь художник славен по-настоящему лишь своим искусством».

Так в 1992 году в одном из интервью о творчестве известного мастера кисти Халилбека Мусаева (Мусаясул) высказался другой не менее талантливый художник Эдуард Путерброт. Начало 90-х это время, когда спустя десятилетия работы живописца, вынужденного всю жизнь провести вдали от любимой отчизны, наконец были привезены на его родину, в Дагестан. Тогда у дагестанцев впервые появилась возможность познакомиться с наследием этого великого мастера.

Завет Путерброта

«Художник Халилбек Мусаев постепенно возвращается в ореол дагестанской культуры, заслуженно вводится в пантеон великих людей Кавказа. Его имя уже на слуху, публикации о его творчестве, сложном жизненном пути периодически появляются в газетах и журналах. Читатель уже познакомлен с шахами и королями, со всеми баронессами, что позировали ему в разные годы… Но истинное место этого художника в духовной жизни Дагестана еще так и не установлено.

Процесс возвращения этого имени на Родину идет очень медленно, и фактически для этого сделано очень немного: только недавно завершена полная реабилитация имени мастера от клеветнических измышлений и пропагандистских слухов, едва приподнята завеса над его огромным творческим достоянием. Но Дагестан еще не ощутил по-настоящему, что его первый художник, основоположник живописи, графики, театрально-декорационного искусства, мастер высокого уровня – такой же предмет национальной гордости, как В. Гудиашвили, Д. Какабадзе для Грузии, М. Сарьян, Г. Григорян (Джотто), А. Каджоян для Армении, А. Алим-заде для Азербайджана.

До сих пор нет альбома работ мастера, нет даже постоянной экспозиции его работ, длительных полноценных выставок, находящихся в фондах двух дагестанских музеев. Необходимо создать музей и на родине художника, в Чохе, в доме, где он родился», – делился в своем интервью Эдуард Путерброт.

С того самого интервью прошло немало времени, но все мысли, высказанные большим художником, актуальны и сегодня.

Большая ретроспективная выставка «Халилбек Мусаясул. 100 лет эмиграции» – проект, инициированный Национальным музеем при поддержке Фонда культурного наследия художника с целью изменить эту ситуацию и вернуть в свет из «многолетнего заточения» его работы.

Работы, вещи, дневники…

Память о художнике, само его творчество, начиная с 1927 года, оказались в эмиграции. В советские годы его имя было под запретом, а о немногочисленных работах в дагестанских музеях и их показе нельзя было даже упоминать.

Супруга Халилбека Мусаева, баронесса Мелани фон Нагель-Мусаева, после его смерти долго и упорно искала родственные связи в Дагестане, стремилась передать его произведения на Родину (в 1958 году она ушла в монастырь бенедектинского аббатства Регины Лаудис в Вифлееме, штат Коннектикут (США), под именем сестры Джером фон Нагель Мусаясул).

Возвращение доброго имени, открытие его для многих поколений дагестанцев случилось лишь в 1990 году. Родственникам художника, племянникам Магомеду и Омару Мусаевым удалось через 30 лет с начала налаживания контактов с Мелани перевезти из США в Дагестан более 100 живописных и графических работ художника, его личные вещи, документы и дневники. Большая часть в 1999 году была представлена на выставке в Национальном музее Дагестана (тогда ДГОМ). Короткая по времени выставка не дала возможности внятно познакомиться с творчеством мастера. Семья надеялась на создание государством музея Халилбека Мусаева, куда должны были быть переданы все завещанные Дагестану Халилбеком и Мелани работы и вещи. Не случилось… Работы «залегли» в семье на долгие 20 лет, художник снова не по своей воле ушел во «внутреннюю эмиграцию».

Конец эмиграции

Выставка же дала возможность «вернуться из эмиграции» работам мастера. Проект торжественно открылся в Национальном музее в начале нынешнего года. В основе его концепции показ не просто ретроспективы, а знакомство с художником и его эпохой. Основные разделы выставки – это экспозиция произведений художника из собрания фонда и музея, датируемых 1917-1949 годами, раздел книжной и журнальной графики, фотоинформационное и библиографическое приложения.

Экспозиция работ коллекции Фонда культурного наследия Халилбека Мусаясула состоит из 93 произведений живописи, графики и книжной иллюстрации. Хронологически, тематически и жанрово работы разбросаны – это портреты, пейзажи, жанровые композиции. Отдельно можно рассматривать серию, созданную в последние годы жизни мастера (1946-1949), серию мужских портретов периода второго переезда в Европу, отдельно и наиболее цельно выступает серия графических работ-иллюстраций к книге «Страна последних рыцарей» (1934-1936).

В экспозицию включены также все произведения из фондов музея – 11 произведений живописи и графики, они созданы в «дагестанский период» (1916-1921). Среди них серия мужских графических портретов и несколько ярких и самобытных жанровых композиций – сценок, отсылающих к доброй, мирной и задорной жизни горцев.

Учитывая, что выставка ретроспективная и носит мемориальный характер, экспозиция составлена из шести крупных разделов, охватывающих все значимые для Халилбека события и стороны жизни: «Родина», «Ближний круг», «Кавказская вой­на», «Эмиграция» «Женщины», «Страна последних рыцарей». Также в нее вошли небольшие пейзажи, столь не характерные для автора, но написанные, возможно, по настроению или на заказ в Египте, Франции, Испании, США в ­разные годы.

Выставка эта не просто показ работ художника, но еще и рассказ о нем. Безусловно, до широкой панорамной монографической ретроспективы – музея художника – путь длинный и сложный, однако уже есть ряд исследований, научных и искусствоведческих публикаций, выявлено много нового фактологического материала. Немало открытий было сделано в процессе подготовки выставки.

Не останавливаться на достигнутом

Большой выставочный проект стал началом в деле возрождения имени выдающегося художника. Однако нельзя на этом останавливаться. Необходимо создание постоянно действующего научно-выставочного центра, который позволил бы плодотворно решать задачи изучения, экспонирования, популяризации имени нашего великого земляка. Архиважной задачей является составление и издание полного сводного каталога его работ с публикацией максимального количества произведений, хранящихся в различных музеях, частных коллекциях…

Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи выражает огромную благодарность семье и Фонду культурного наследия художника Халилбека Мусаясул за возможность провести выставку в своих залах, которая за полгода работы привлекла огромное внимание жителей и гостей столицы.

Тэги:
наследие,

Похожие

Сохранять и оберегать

193
Россия – страна с уникальным историческим и культурным наследием. На ее территории...

Защищая прошлое от подделок

56
Копии документов создавались и продавались во многих странах мира во все времена, поэтому в...

Самый лучший и дорогой подарок

42
В десятку самых дорогих книг в истории человечества на...

Статьи из «Культура»

Сила, покоряющая вершины

141
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Шагане ты моя, Шагане!

60
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

4
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

17
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

134
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

19
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

24
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

79
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

17
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...

Высокую культуру – каждому

35
В самом центре старой части Махачкалы расположено здание Дагестанской государственной...

Гордость консерватории

26
Большим событием в культурной жизни страны явилось 55-летие Астраханской государственной консерватории. За эти годы (она 8-я по счёту в России) ею подготовлено более...