Долгий диалог со зрителем
За более чем 45 лет работы актер Аварского театра Магомед Нурмагомедов (на снимке) сыграл десятки разноплановых ролей. На вопрос, какие из них наиболее ему близки и памятны, отвечает: «Все мои герои – это мои дети, и я не могу кого-то выделить. Нет больших или маленьких ролей. При каждом выходе на сцену актер должен выкладываться по максимуму, даже если это мизансцена».
Магомед Нурмагомедович и по сей день готовится ко всем своим спектаклям скрупулезно и предельно ответственно. Наше интервью с ним состоялось накануне одного из показов «Горянки» – классики репертуара Аварского театра. Много лет спектакль не сходит со сцены и радует постоянного зрителя. Актер исполняет роль отца главной героини Али.
– Выучить сценарий – это чисто механическая работа, – отмечает он. – Чтобы твоего героя принял зритель, этого недостаточно. Важно вникнуть в суть образа, раскрыть все грани его характера, принять его как обычного человека, с его чувствами, образом мыслей. Али – это довольно-таки сложный персонаж, и я хочу, чтобы зритель понял его и не спешил ругать за тиранию.
Труды Магомеда Нурмагомедовича не напрасны. Уже на следующий день при появлении Али на сцене зритель видит цельный образ настоящего горца, человека с твердым характером, грозного отца семейства, который никогда не нарушит данного слова. Но за всем этим – ранимая душа доброго, любящего отца. Подчинившись древним адатам, он, хотя в глубине души и не хочет, вынужден усмирять волю дочери. Зритель не знает, кого больше жалеть – Асият, которая стремится спасти свою мечту и мечется как птица в клетке, или вынужденного подавлять свои истинные чувства отца.
Али в «Горянке», Кодолав в «Женитьбе Кодолава», Городничий в «Ревизоре», Милиционер в «Бунте невест», Шамиль в спектакле «Имам Шамиль»… Перечислять можно долго. Придя много лет назад в театр как актер, которому предстояло изображать социальных героев, Магомед Нурмагомедов воплотил множество разных ролей.
– Как случилось, что 50 лет назад молодой паренек из далекого селения Хинуб Чародинского района решил посвятить себя искусству театра? – интересуюсь у него.
– Мне было, наверное, лет 11 или 12, не помню точно, когда я впервые увидел спектакль Аварского театра. Труппа приехала к нам на гастроли. Спектакль должны были показать в соседнем селе, и я, несмотря на довольно приличное расстояние, пешком пошел туда и с нетерпением ждал, когда все начнется. Это было знаковое событие для сельчан. Когда все началось, я не мог отвести взгляда от сцены и, затаив дыхание, следил, как разворачивается действие. В последующем не пропускал ни одного приезда театра в наш район. В выпускных классах, когда уже надо было определяться с профессией, решил: стану актером!
– Родные не противились вашему выбору?
– Восторга, конечно, было мало. Даже сегодня нередко слышишь пренебрежительные высказывания: «Разве актер – это профессия?» А в те годы, особенно в селе, заранее были определены важные и достойные для мужчины профессии, дело, которым ты будешь заниматься. Старший брат, узнав о моем выборе, поспешил отдать мои документы в пединститут, на физкультурный факультет. Я нехотя пошел на вступительные экзамены и, к огромной для себя радости, получил двойки. Когда брат увидел, что моей фамилии нет в списке поступивших, махнул рукой и сказал: «Бери документы и иди на все четыре стороны!»
Получив карт-бланш, молодой паренек спешит в Буйнакск, где проходит набор группы студентов, которым предстояло обучение в национальной студии Киевского театрального института. Магомед прошел все испытания и уже через несколько дней с наскоро собранным чемоданом поехал в Киев. В тот летний день 1967 года радость переполняла душу молодого горца.
Киев радушно принял молодую дагестанскую актерскую поросль. Магомед и его земляки обзавелись друзьями, погрузились в насыщенную творческую работу.
– Наши преподаватели сделали все, чтобы мы по-настоящему полюбили свою будущую профессию. Народный артист ДАССР Дмитрий Васильевич Франько, актриса театра и кино, режиссёр Евдокия Алексеевна Герасимова… Педагоги от Бога, они вложили в нас очень много труда и сил. К концу учебы наш выпуск прощался с ними, как с родными людьми. Их уроки помогли нам по возвращении в республику сразу влиться в работу крупных театральных коллективов.
В Дагестан Магомед вернулся в 1972 году, и его сразу пригласили в Аварский театр.
– В первые же дни режиссер ввел меня в «Горцы» по пьесе Фатуева на роль Нажмудина Гоцинского. Было приятно, но и боязно. Представьте, мне предстояло играть с такими величинами, как Патимат Хизроева, Махмуд Абдулхаликов и другими актерами-мэтрами, которые были для меня кумирами. Наскоро я выучил слова своей роли, и буквально после первой репетиции мне пришлось выйти на сцену. Все прошло хорошо, коллеги поздравили меня с успешным дебютом. Моей радости не было предела.
С того дня прошло почти полвека. И сегодня Магомед Нурмагомедов – один из ведущих актеров Аварского театра. В его творческой биографии много наград, дипломов, грамот, почетные звания заслуженного артиста ДАССР, народного артиста Республики Дагестан, заслуженного артиста России. Но не это дорого сердцу актера, а то, что он сумел претворить свою мечту в жизнь и вот уже много лет на сцене родного театра ведет диалог по душам со своим зрителем.