X

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

«У нас есть знаменитый ложкорез, которого знают даже за пределами Дагестана. Он – визитная карточка нашего района, постоянный участник всех республиканских мероприятий по народному творчеству», – сказали мне, когда я поехала в Табасаранский район. «А это интересно, надо познакомиться», – подумала я и отправилась в селение Хурик в гости к Зияутдину Гаджиеву (на снимке).

– Я – ложкарь, а не ложкорез! Ложкорез – это инструмент, которым я вырезаю свои ложки! – такими словами встретил меня мастер.

– Простите, я думала, ложкари – это те, кто играет на ложках как на музыкальном инструменте, – покаялась я.

– Ладно, прощаю, заходите, – смилостивился хозяин.

Он уже привык к журналистам, даже несколько устал от них. И телепередачи о нем снимали, и статьи писали.

– Ну что вам еще такого рассказать, о чем никому не рассказывал? – спрашивает Зияутдин Касумович. – Знаю, о чем спросите. Наверняка о том, кто научил меня ложки резать?

– Да.

– Дядя научил. Знатный был ложкарь. Я к нему мальчишкой бегал – смотрел, наблюдал. А когда он совсем старый стал, сам меня позвал и сказал: «Мне недолго осталось, не хочу уходить, не передав секреты мастерства никому. Поэтому слушай и смотри».

У нас в селении всегда больше было мастеров, чем землепашцев. Места у нас богатые. Лес вокруг. И камня хорошего тоже хватает. Поэтому хурикцы славились резьбой по дереву и работой с камнем. В моем роду всегда были резчики, передающие свой опыт из поколения в поколение. Вот дядя и решил, что я следующий.

По молодости мне не до ложек было. Много чем другим занимался. А вот годы свое брать стали, устроился я в сельскую библиотеку и вспомнил о своем хобби. Сначала ступки вырезал, чтобы чеснок давить. Только сейчас на них спроса нет, все покупают железные чеснокодавилки. И я перешел на ложки, или, как их у нас называют, «муччвур», и маленькие разделочные доски. Первое время оптом их сдавал в магазин. А сейчас больше реализую на различных ярмарках. Мои изделия стали популярны как сувениры.

Да, сегодня для некоторых деревянная посуда – это дань моде на всё экологичное, для других – демонстрация уважения к традициям.

Деревянная ложка была раньше обязательным атрибутом любого стола, а сейчас это скорее сувенир, который можно держать в банке с сахаром, кофе или чаем.

Вырезать ложки – занятие достаточно простое. На первый взгляд, научиться может каждый и довольно быстро. Но, как и в любом ремесле, в нем хватает своих хитростей и нюансов. О них мне и поведал мастер:

– Для своих ложек я обычно беру бук. Из груши тоже хорошие ложки получаются. Но это дерево жалко. Оно же плодоносящее. Только если уже старое или от непогоды пострадало, тогда использую его на ложки. А так иду в лес за буком и рублю его на четыре части. Сердцевину использовать нельзя.

И резать лучше из свежей древесины – сушеная режется хуже. Качество, прочность и долговечность ложки зависят и от того, как она расположена относительно направления волокон древесины, – объясняет Зияутдин Касумович.

И начался процесс… Вы наверняка частенько слышали фразу: «Бить баклуши». Оказывается, это первый этап в процессе сотворения деревянной ложки.

Чтобы вырезать ее, сперва ствол достаточно молодого дерева делят на чурбаки длиной 25-30 см, а из них бьют баклуши – клинья-чурки по размеру будущих ложек. Из одного чурбака обычно выходит 4-5 баклуш. К слову, бить баклуши считалось одной из самых простых, легких работ, которые часто поручали детям и подросткам. Отсюда и пошло выражение, означающее заниматься самым простым делом, которое и работой-то трудно назвать, а позже выражение и вовсе приобрело смысл «бездельничать».

Баклуша обтесывается топором, еще больше приближая заготовку по форме и размерам к ложке. Затем из этой черновой заготовки ножом окончательно вырезается форма ложки, черенку придается изгиб. И после этого мастер приступает к «выкапыванию» древесины из черпала – той части ложки, в которой потом будет еда. Делают это специальным инструментом – называется он клюкарза, или ложкорез.

– Собственно, топор, нож и клюкарза и есть главные, незаменимые помощники мастера, – говорит мой собеседник. – Иногда в ход пускаю ножовку и стамески. Но никаких токарных станков, которые идут в ход при изготовлении массового сувенирного продукта! Если промысел традиционный, он должен быть таковым от и до.

Готовая вырезанная ложка должна вылежаться – высохнуть, чтобы потом не лопнуть. Быстро сушить ее нельзя – это делают подальше от печи или батареи. Подойдет комнатная температура дня на 3–4. А ложки побольше, размером с черпак, сохнут до недели.

– После сушки приступаю к шлифовке – сначала черновой, крупным абразивом, затем чистовой, мелкой шкуркой, – продолжает мастер. – И вот уже практически готова белая ложка – такой она отправляется на роспись. Можно есть и нерасписной ложкой, но тогда ее надо прокипятить в льняном масле, натереть воском или обработать пищевым лаком для защиты от влаги и жира.

Зияутдин Гаджиев расписывает свои изделия… паяльной лампой. Выжигает старинные семейные узоры, которым научил дядя. А с недавних пор решил «быть в тренде». И теперь на его ложках красуются горы, расцветают розы. Но это все больше для туристов, на сувениры. А для постоянного пользования – обычные, привычные. Может, что и заложено в старинные рисунки, оберег какой или пожелание, только за давностью веков знание об этом утрачено. А вот то, что деревянная ложка не обжигает губы, да и еда из нее кажется вкуснее и наваристее, это безусловно.

Когда-то мальчишкой бегал он к своему дяде, а сегодня к нему приезжает из Каспийска внук Абдула, чтобы понаблюдать за процессом и баклуши побить. Присоединяется к брату и живущий в селении внук Ислам.

– Они сами пробуют ложки вырезать, – с гордостью говорит дед.

– И как, получается?

– Да. Только после них приходится инструмент по новой точить, – сокрушается мастер.

– Ну ничего, главное – им интересно. И вам есть кому передать секреты мастерства, – утешаю я его.

Обожает есть кашу деревянной ложкой и маленький Касум. Ему дедушка вырезал специальную, маленькую, по размеру. И имя выжег на ручке, чтобы все знали, что она для Касума. Но малыш и сам не промах. Достанет ее аккурат к обеду, а потом прячет в укромное местечко, чтобы другие не позарились!

Статьи из «Народные промыслы»

Многообразие дагестанского дома

31
Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что...

Другой кIаз Беллы Кишевой

50
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

179
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

73
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...