Достояние республики
Издревле Дагестан справедливо называли краем замечательных мастеров самых различных ремесел. Здесь искусно обрабатывали металл, всех восхищали кружевная вязь резчиков по камню и дереву, обработка кости, золотошвейное дело, узорное вязание, ковроделие, и многое другое снискало славу не только отдельным горцам, но и целым селам, притулившимся к скалам в орлином краю.
Еще в эпоху Средневековья в Стране гор сложились крупные специализированные центры по производству изделий художественного ремесла. Высоким уровнем развития отличалось оружейное и ювелирное дело в сс. Кубачи, Кумух, Гоцатль, Унцукуль, Амузги, Харбук, Чох, Верхнее Казанище, где производили холодное и огнестрельное оружие, разнообразные ювелирные изделия из серебра с изысканной отделкой костью, полудрагоценными камнями.
Значимыми центрами медночеканного дела были горные селения аварцев, даргинцев, лакцев, где изготовлялись местными умельцами кувшины оригинальных форм, большого диаметра блюда, тазы, подносы, черпаки с замысловатым орнаментом, гравированным рисунком. Широкий сбыт за пределами Дагестана имели инкрустированные серебром, мельхиором, медью курительные трубки, трости, табакерки, шкатулки из абрикосового дерева, сработанные унцукульцами.
Разнообразной посудой для хозяйственно-бытовых нужд районы Дагестана и Северного Кавказа обеспечивали гончары Сулевкента, Испика, Балхара. Их изящных форм расписные изделия из керамики пользовались большим спросом у населения.
Широкое развитие в Дагестане получило ковроткачество, крупными центрами которого издревле были древний Дербент и почти все районы Южного Дагестана. Ворсовые, безворсовые ковры, сумахи, циновки отличались рисунком, традиционным колоритом, композицией, по которым легко можно было узнать место их изготовления.
Выразительностью мастерства отличались вязаные узорные носки и национальная обувь, которые плели из ниток, скрученных самими вязальщицами из овечьей шерсти. Этот промысел сложился в селениях Хив, Курах, Хучни, Ахты, Рутул, Тлярата, Бежта, в десятках других аулов Дагестана.
А вот изготовление бурок, процесс трудоемкий и коллективный, освоили с успехом женщины высокогорных сел Анди, Ботлих, Ансалта, Рахата. Мастерицы этих четырех селений обеспечивали имеющими большой сбыт бурками не только дагестанцев, но и горцев всего Кавказа и Закавказья.
В 20-30-х годах прошлого столетия в традиционных центрах народных художественных промыслов были созданы артели, преобразованные в 60-х годах в художественные фабрики и комбинаты, которые выпускали в массовом порядке разнообразные изделия. Результатом труда дагестанских мастеров любовались посетители международных выставок во многих городах мира.
Искусство народных художественных промыслов является национальным достоянием, гордостью наших народов. Оно сплело воедино культуру дагестанцев и стало ее выразительной составной частью.