X

Достояние республики

Издревле Дагестан справедливо называли краем замечательных мастеров самых различных ремесел. Здесь искусно обрабатывали металл, всех восхищали кружевная вязь резчиков по камню и дереву, обработка кости, золотошвейное дело, узорное вязание, ковроделие, и многое другое снискало славу не только отдельным горцам, но и целым селам, притулившимся к скалам в орлином краю.

Еще в эпоху Средневековья в Стране гор сложились крупные специализированные центры по производству изделий художественного ремесла. Высоким уровнем развития отличалось оружейное и ювелирное дело в сс. Кубачи, Кумух, Гоцатль, Унцукуль, Амузги, Харбук, Чох, Верхнее Казанище, где производили холодное и огнестрельное оружие, разнообразные ювелирные изделия из серебра с изысканной отделкой костью, полудрагоценными камнями.

Значимыми центрами медночеканного дела были горные селения аварцев, даргинцев, лакцев, где изготовлялись местными умельцами кувшины оригинальных форм, большого диаметра блюда, тазы, подносы, черпаки с замысловатым орнаментом, гравированным рисунком. Широкий сбыт за пределами Дагестана имели инкрустированные серебром, мельхиором, медью курительные трубки, трости, табакерки, шкатулки из абрикосового дерева, сработанные унцукульцами.

Разнообразной посудой для хозяйственно-бытовых нужд рай­оны Дагестана и Северного Кавказа обеспечивали гончары Сулевкента, Испика, Балхара. Их изящных форм расписные изделия из керамики пользовались большим спросом у населения.

Широкое развитие в Дагестане получило ковроткачество, крупными центрами которого издревле были древний Дербент и почти все районы Южного Дагестана. Ворсовые, безворсовые ковры, сумахи, циновки отличались рисунком, традиционным колоритом, композицией, по которым легко можно было узнать место их изготовления.

Выразительностью мастерства отличались вязаные узорные носки и национальная обувь,­ которые плели из ниток, скрученных самими вязальщицами из овечьей шерсти. Этот промысел сложился в селениях Хив, Курах, Хучни, Ахты, Рутул, Тлярата, Бежта, в десятках других аулов Дагестана.

А вот изготовление бурок, процесс трудоемкий и коллективный, освоили с успехом женщины высокогорных сел Анди, Ботлих, Ансалта, Рахата. Мастерицы этих четырех селений обеспечивали имеющими большой сбыт бурками не только дагестанцев, но и горцев всего Кавказа и Закавказья.

В 20-30-х годах прошлого столетия в традиционных центрах народных художественных промыслов были созданы артели, преобразованные в 60-х годах в художественные фабрики и комбинаты, которые выпускали в массовом порядке разно­образные изделия. Результатом труда дагестанских мастеров любовались посетители международных выставок во многих городах мира.

Искусство народных художественных промыслов является национальным достоянием, гордостью наших народов. Оно сплело воедино культуру дагестанцев и стало ее выразительной составной частью.

Статьи из «Народные промыслы»

Многообразие дагестанского дома

30
Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что...

Другой кIаз Беллы Кишевой

50
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

176
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

73
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...