В последние десятилетия в области духовной культуры российского общества наблюдается целый ряд весьма тревожных негативных тенденций, которые, по оценкам многих ученых, в своей совокупности следует квалифицировать как глубокий кризис, представляющий собою серьезную угрозу для обеспечения национальной безопасности России, социальной стабильности российского общества, дальнейшего культурного и социально-экономического развития нашей страны.
К числу наиболее опасных тенденций можно отнести существенное снижение у значительной части населения гражданской ответственности за судьбу страны, чувства долга и обязанности служения своей Родине. Многие граждане утрачивают чувство гордости за свою страну и ее героическое прошлое, забывают своих национальных героев и культурные традиции.
При, казалось бы, высоком росте национального самосознания, повсеместного стремления народов России к возрождению собственного историко-культурного наследия не совсем благополучно складывается отношение молодежи к своей региональной, национальной и отечественной культуре.
Итоги социологических опросов показывают, что многие студенты наших вузов имеют посредственное представление о культуре своего народа.
К сожалению, студенты не смогли назвать ни одного художника Дагестана, что свидетельствует о полном отсутствии у них знаний в этой области, а также об отсутствии интереса к творчеству крупных дагестанских художников, о слабой популяризации их творчества. Хотя в Дагестане сложились целые научные школы, имеются немало выдающихся деятелей науки, в том числе и тех, кто работает в вузах республики, студенты не смогли вспомнить ни одного дагестанского ученого.
Из дагестанцев-героев войны были названы дважды Герой Советского Союза летчик А.-X. Султан, Герои Советского Союза – подводник М. Гаджиев, летчики В. Эмиров, Ю. Акаев, артиллерист А. Алисултанов. Студенты также написали имена героев летчиков-космонавтов М. Манарова и М. Толбоева. Некоторые из студентов перечислили имена прославленного полководца, четырежды Героя Советского Союза Г. К. Жукова и популярного героя гражданской войны В. И. Чапаева. С большим уважением студенты отмечали имена дагестанцев — Героев России в СВО.
Духовная ценность определяет то, что наиболее значимо для человека, что ему особенно важно и дорого, на что он ориентируется в своей практической деятельности
К сожалению, студенты не могли вспомнить имена дагестанцев — героев труда. Это, на наш взгляд, является не только показателем девальвации в современном обществе таких ценностей, как труд, почти полного отсутствия целенаправленного трудового воспитания молодежи в республике.
В целом можно констатировать, что знания современной студенческой молодежи Дагестана о своей национальной культуре остаются на довольно слабом уровне. Это является следствием многих факторов: низкий уровень, а порой и отсутствие системы эстетического, трудового и патриотического воспитания в школах и вузах республики, нивелирующее воздействие западной «массовой культуры» и др.
В последние годы в области духовной культуры России наблюдаются некоторые положительные тенденции. К их числу следует отнести повышение внимания государственных и партийных лидеров, представителей интеллигенции к проблемам национального единства России, состояния ее духовной культуры и воспитания молодого поколения.
Несомненный прогресс наблюдается и в вопросах взаимодействия органов государственной власти России с основными традиционными для нашей страны конфессиями – православием, исламом, буддизмом и иудаизмом. Это взаимодействие осуществляется в интересах достижения национального согласия внутри страны, повышения уровня нравственной культуры российского общества, в том числе при решении задач воспитания молодого поколения российских граждан.
Духовная культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека и общества в духовной сфере, а также результаты этой деятельности. Важными результатами здесь являются духовные ценности – сложнейшая, исторически обусловленная совокупность знаний, мировоззренческих идей, религиозных и этических учений, норм, моделей и образцов поведения и взаимодействия людей в обществе, культурных традиций, характерных для определенных видов человеческих сообществ, а также для человечества в целом.
Значимую часть духовной культуры составляют результаты духовного творчества: произведения разных видов искусства (музыки, живописи, поэзии, кинематографа и т. д.), литературные произведения, результаты наиболее важных научных открытий и исследований и др. К сфере духовной культуры относятся также религиозные учения и ценности.
В рамках настоящей статьи представляется целесообразным использовать более узкую трактовку понятий духовной культуры и духовных ценностей, которая позволяет выявить ее связи с проблемами национального единства российского народа. Под духовной культурой в данном ракурсе следует понимать совокупность тех компонентов культуры, которые являются существенными для формирования этических принципов поведения людей в обществе, на основе которых строится их отношение к окружающему миру, другим людям и к самим себе.
Духовная ценность определяет то, что наиболее значимо для человека, что ему особенно важно и дорого, на что он ориентируется в своей практической деятельности.
Исследования показывают, что национальное единство страны – это прежде всего единство представлений ее народа о наиболее значимых духовных ценностях.
Ценностно-смысловые основания, лежащие в основании коллективной – национально-культурной идентичности, разделяемой всеми жителями страны, составляют ядро национального единства. Именно это, а не принадлежность людей к той или иной конфессии или же этносу, и обеспечивает сплочение народа данной страны, делает его единой нацией.
Таким образом, необходимым условием для обеспечения национального единства российского народа является его культурная общность и в первую очередь общность духовных ценностей.
Наблюдающиеся в России попытки заимствования духовных ценностей современной западной культуры, в основе которой сегодня в обществе доминируют эгоизм, личный успех и материальное благополучие, являются чрезвычайно опасными для будущего нашей страны, так как они разрушают не только национальное единство общества, но и самого человека как нравственную личность.
Для решения данной проблемы консолидации народов России на ценностях отечественной духовной культуры ученые считают крайне необходимым и неотложным комплекс мер в области научных исследований, в сфере образования, культуры и искусства, в социальной сфере, сфере нравственного воспитания и т. д. Не претендуя на полноту решения проблемы в разных областях жизни и деятельности российского гражданина, попытаемся определить пути ее решения в сфере образования.
Сфера образования является одним из важнейших направлений реализации государственной политики в области духовной культуры. Ключевой проблемой здесь, по мнению многих авторитетных отечественных ученых, является безотлагательное восстановление системы нравственного воспитания нового поколения российских граждан. С этой целью требуется не только пересмотреть содержание многих образовательных программ для начальной, средней и высшей школы, но также обеспечить соответствующую подготовку преподавателей в области психологии, педагогики и методологии воспитательной работы. Весьма важно в этой связи вернуть в учебный процесс подготовки в колледжах и вузах педагогических кадров чрезвычайно важные в формировании духовной культуры дисциплины этику, логику, эстетику и культурологию.
В стране, где функционируют единая конституция, общие и обязательные для всех граждан страны законы, постановления, решения, не могут быть самовольные подходы к изучению, осмыслению, пониманию и практическому применению педагогики и методологии нравственного воспитания, впрочем, как и дисциплины «История России», где объективные исторические факты по воле отдельных авторов-составителей учебников истолковывались субъективно и привели к известным фактам искажения отечественной истории.
Проблема нравственного воспитания молодого поколения является одной из самых острых и стратегически важных проблем современной России. В основе духовно-нравственного воспитания российских граждан должны лежать духовные ценности, входящие в ядро общероссийской и общечеловеческой морали. А это требует непременного изучения в общеобразовательных организациях страны и республики предмета «Культура и традиции родного народа», а в средних специальных и высших учебных заведениях специальной дисциплины «Отечественная культура народов России». Подчеркиваю, не дисциплину, по усмотрению учащихся и их родителей предлагающую им содержание или православной, или мусульманской, или иудейской, или буддийской культур в отдельности, а «Отечественную культуру народов России», где в равной степени будут представлены как духовно-материальные ценности всех конфессий, так и всех народов, населяющих нашу великую державу. Только при максимальном понимании и уважении духовных и материальных ценностей каждого народа России можно с малых лет выработать у детей чувства взаимопонимания, взаимоуважения, взаимоподдержки, мира и согласия между людьми и народами.