Две республики одного Али
Знакомство с художником никогда не бывает быстрым, а долгим, заинтересованным – от скульптуры к скульптуре, от полотна к полотну. А бывает и так, что знакомство продолжается всю жизнь…
Вряд ли в Дагестане и Ингушетии найдется человек, никогда не видевший работ скульптора Али Магомедова. Памятник погибшим при исполнении служебного долга милиционерам напротив здания МВД РД, памятник великому борцу Али Алиеву у Дворца спорта и молодежи, носящего имя прославленного спортсмена, памятник «Белые журавли» в селении Цада – все это работы А. Магомедова. Их много, сразу все и не назовешь.
В его мастерской всегда «многолюдно»!
– А кто это будет?
– трудно сдержать эмоции, когда тебя встречает громадная скульптура.
– Пока секрет. Работу надо завершить до конца месяца. Не фотографируйте его. Надо, чтобы увидели только на открытии.
– Это примета такая?
– Нет, скорее, прихоть всех скульпторов, – говорит он, разглаживая погрешности на глиняном пиджаке скульптуры. Может показаться, что неохотно, но это не так: снобизм и самовлюбленность – это точно не про него, слава за столько лет не прибрала его к рукам. Он демократичен, спокоен и доступен для народа. Он сам из народа, горец.
… 62 года назад в селении Гигатли Цумацинского района в семье Магомеда и Умукусум Магомедовых родился пятый сын – Али. Родители не понимали, откуда у ребенка тяга к рисованию в семье, где отец – председатель Гигатлинского колхоза, а мать – простая работница в медпункте.
Всерьез маленького Алишку никто не воспринимал, то и дело пытались задействовать в хозяйстве, вырастить колхозника. А может, так и было бы, если бы не вмешался случай. В село приехал врач, остановился погостить в доме Магомедовых. Магомед Сулейманов оказался не только хорошим доктором, но и прекрасно рисовал. Разглядев в мальчишке творческий потенциал, он научил его всему, что знал сам. Так родилась у Али мечта – стать профессиональным художником.
Окончив сельскую школу, он направился в Киев поступать на художественно-графическое отделение института. Не судьба. Не знал Али, что билет в новую жизнь можно получить, если имеешь хоть несколько работ. Документы у него не приняли.
Вернулся домой, стал оформителем в районном автоклубе, но с мечтой не расставался. Потом была армия, служил в отряде обслуживания космонавтов на Байконуре. Там познакомился с летчиком-космонавтом Алексеем Леоновым. Алексей Архипович, увидев его работы, посоветовал не прекращать рисовать.
Али рассказывает об этом живо, будто сказку какую-то, между паузами разглаживает ботинки на одной из скульптур.
В 1973 году поступил в Дагестанский государственный педагогический институт на худграф. Под руководством Владимира Скугарева и Зулкарная Рабаданова прошел школу мастерства. Отделение скульптуры открыли, когда переходил на третий курс. Перешел. Так начал осваивать новое ремесло.
– Конечно, вы помните свою первую серьезную работу…
– На первом курсе принял участие в оформлении Дворца культуры в Хасавюртовском районе. Радости моей не было предела. В 1975 году в Ростове-на-Дону на зональной выставке молодых художников Юга России картина «Будни аула» не осталась незамеченной. А первая серьезная работа – памятник павшим солдатам в селе Агвали, – вспоминает мастер.
– С каким материалом любите работать?
– С деревом. Одно удовольствие!
Наш разговор слушают персонажи. Их здесь точно за триста. А я представляю, как они устраивают свою «Ночь в музее».
Оставляю мастера наедине со своим творением и начинаю осваивать территорию. Величественно устремил взор вдаль Расул Гамзатов. Вот взмывают в небо его журавли. В стороне борец Али Алиев демонстрирует болевой захват соперника. Кстати, это эскиз памятника, установленного в Швейцарии в 2011 году. На мольберте – портрет мамы. Кажется, она наблюдает за сыном, внуками и благословляет на дальнейшие успехи. Мастер говорит, что этюд матери – самая дорогая, бесценная для него вещь.
Али Магомедов давно обрел международную известность, вошел в национальную и общемировую арт-элиту. Творения мастера и его сыновей украшают многие площади, улицы и залы, о чем свидетельствуют дипломы, грамоты и длинный перечень почетных званий и регалий.
– Да что там дипломы! Ерунда это. Главное, чтобы творческий процесс не превращался в ремесло. Иначе в работах не будет души. А это важно, – считает Али.
– Это эскиз памятника Матери в Ингушетии?
– Да. Он был высотой три метра, весом 1,5 тонны. Изготовлен по эскизам ингушской художницы Индиры Ильясовой.
В прошлом году в Назрани к Дню Героев Отечества торжественно открыли памятник чемпиону мира и Европы по спортивной борьбе начала ХХ века Берду Евлоеву. Над изваянием, изображающим двух борющихся атлетов, тоже работали Али Магомедов и трое его сыновей — скульптор Магомед, художник Шамиль и архитектор Тимур. Памятник высотой 3 метра и весом 2 тонны отлит из бронзы. Еще они сделали памятник Карцхалу Мальсагову, который считается одним из основателей Назрани. И проект парка в центре города – тоже их работа. А открывающие въезд в Магас «Аланские ворота» – символ молодого, быстро растущего города и одна из главных достопримечательностей, которая в то же время является смотровой площадкой. Въездная арка построена на средства мецената, уроженца Ингушетии Алихана Харсиева. Сейчас творческая семья Магомедовых готовит очередной проект, который в скором времени украсит улицы Ингушетии.
В мастерской художника царит удивительный мир: светлый, добрый. Хочется молчать и смотреть. После знакомства с его творчеством возникает ощущение, что у автора, несмотря на многообразие тем, выраженных в скульптуре и на полотнах, впереди масса нереализованных задумок и жизненных сюжетов. Ощущение, что самое сложное для него – не придумывать, а, наоборот, отбиваться от идей, которые роятся вокруг него, то и дело дергают за шпатель или стек.
Конечно «людям» Али Магомедова – место только под небом. Они ведь и созданы для того, чтобы наполнить смыслом окружающую нас действительность. Каждый памятник – памятник времени, памятник эпохе.