Купить PDF-версию
07:54 | 26 июня, Чт
Махачкала
X
07:13 26.01.2011

Джамаат – это сила

Джамаат есть самоуправляющая община. Такой уклад жизни продолжался в течение многих веков. У этой общины был и свой закон, и своя мораль.

Высший орган джамаата — общее собрание сельчан. Ему принадлежали законодательная власть, судебные и распорядительные права. Джамаат обладал юридическими правами на свою землю, вплоть до отчуждения или передачи в условное пользование любой ее части.

Руководить джамаатом поручалось авторитетным людям. Особым уважением пользовались богословы (ученые) за их нравственность и уровень знаний. Такие люди стояли в первом ряду на похоронах, им отводились почетные места на общественных сходах. Они же играли роль первых представителей в разрешении конфликтных ситуаций.

Главная забота джамаата — поддержка порядка и мира на своей территории. Дисциплина воспринималась всеми членами общины как обязательное условие традиционного уклада жизни. Этому свидетельство – следующая заповедь адатского права: «Лишь тот ценен, кто соблюдает порядок».

В джамаате существовали свои органы власти. Все внутренние дела решались самостоятельно. Джамаатскую власть горцы признавали как институт народоправства. Но подобное происходило лишь при одном условии: если власть не роняла их достоинство и честь. В то же время ради своего села горец всегда был готов на самопожертвование.

В джамаате исключительное значение придавалось соблюдению моральных норм.  Считалось благородным делом помочь в уборке урожая, строительстве жилья, сооружении дорог и мостов, благоустройстве памятных мест, кладбищ, а также при стихийных бедствиях. Аморальные и противоправные поступки решительно пресекались.

Джамаатская администрация прилагала максимум усилий, чтобы сохранить нормальные отношения и не допустить опасных действий как внутри своей общины, так и с соседями. Механизм таких действий четко был определен адатами и традициями. Один из принципов адатского права гласит о том, что нельзя безнаказанно нарушать общепринятые обычаи и нравы. Существовал и кодекс наказаний.

Мужчины джамаата постоянно собирались на годекане, но в свободное от забот время. Годекан действительно был школой нравственного воспитания. Сюда не допускались те, кто нарушал адаты. Годекан делился на две части: на одной собирались старшие, то есть женатые мужчины, а на другой — молодежь. В некоторых аулах годекан являлся и местом проведения собраний сельчан.

Статьи из «Культура»

Следы на земле

7
В театрах республики проходят показы спектаклей на военную тему, которые становятся данью...

Книги о героях-победителях

2
В Год 80-летия Великой Победы и защитника Отечества Надежда Николаевна Тузова преподнесла...

Храм памяти военной

3
Несколько десятилетий Музей боевой славы им. В. Макаровой (филиал Национального музея...

Фестиваль национальных культур

5
Центр «Молодёжный» в деревне Кошкино Всеволожского района...

Детский театр. Продолжение следует

33
О том, что в Русском драматическом театре имени М....

Искусство в народных промыслах

22
Многообразие стилей, приемов, жанров… Современное...

Наша кухня покоряет мир!

15
Команда поваров из Дагестана завоевала Гран-при, две золотые медали, серебро и бронзу на...

Гордый наш Кавказ

19
Яркие костюмы, мощная энергетика и атмосфера единства – вот что делает Межрегиональный...

Поэтам – сцена!

27
Юбилейный, 150-й год Союза театральных деятелей России стал вдохновляющей нотой для...

Как Мкртчян не хотел играть Джабраила

17
Весной 1967 года в широкий прокат вышел фильм...

Краски нашей Родины

13
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

Когда «Геба» на сцене…

191
Юные солистки ансамбля «Геба» Детской школы искусств №8 имени А. Джалиловой порхают на сцене...