X
07:13 26.01.2011

Джамаат – это сила

Джамаат есть самоуправляющая община. Такой уклад жизни продолжался в течение многих веков. У этой общины был и свой закон, и своя мораль.

Высший орган джамаата — общее собрание сельчан. Ему принадлежали законодательная власть, судебные и распорядительные права. Джамаат обладал юридическими правами на свою землю, вплоть до отчуждения или передачи в условное пользование любой ее части.

Руководить джамаатом поручалось авторитетным людям. Особым уважением пользовались богословы (ученые) за их нравственность и уровень знаний. Такие люди стояли в первом ряду на похоронах, им отводились почетные места на общественных сходах. Они же играли роль первых представителей в разрешении конфликтных ситуаций.

Главная забота джамаата — поддержка порядка и мира на своей территории. Дисциплина воспринималась всеми членами общины как обязательное условие традиционного уклада жизни. Этому свидетельство – следующая заповедь адатского права: «Лишь тот ценен, кто соблюдает порядок».

В джамаате существовали свои органы власти. Все внутренние дела решались самостоятельно. Джамаатскую власть горцы признавали как институт народоправства. Но подобное происходило лишь при одном условии: если власть не роняла их достоинство и честь. В то же время ради своего села горец всегда был готов на самопожертвование.

В джамаате исключительное значение придавалось соблюдению моральных норм.  Считалось благородным делом помочь в уборке урожая, строительстве жилья, сооружении дорог и мостов, благоустройстве памятных мест, кладбищ, а также при стихийных бедствиях. Аморальные и противоправные поступки решительно пресекались.

Джамаатская администрация прилагала максимум усилий, чтобы сохранить нормальные отношения и не допустить опасных действий как внутри своей общины, так и с соседями. Механизм таких действий четко был определен адатами и традициями. Один из принципов адатского права гласит о том, что нельзя безнаказанно нарушать общепринятые обычаи и нравы. Существовал и кодекс наказаний.

Мужчины джамаата постоянно собирались на годекане, но в свободное от забот время. Годекан действительно был школой нравственного воспитания. Сюда не допускались те, кто нарушал адаты. Годекан делился на две части: на одной собирались старшие, то есть женатые мужчины, а на другой — молодежь. В некоторых аулах годекан являлся и местом проведения собраний сельчан.

Статьи из «Культура»

Расул Гамзатов – величина неприкосновенная

8
Однажды поэт Кайсын Кулиев сказал о нем: «Одной...

Раздвоенного времени приметы

2
Первые дни осени всё настойчивее напоминают о дне рождения великого Расула Гамзатова –...

Феномен Айсакадиева

3
В величественных залах Государственного музея-усадьбы «Остафьево – Русский Парнас»...

Парень, полюбивший Дагестан

21
В детстве будущий поэт и участник Великой Отечественной войны Алексей Марков (на снимке)...

Вырастить думающую личность

3
Под сводами уютного зала Театра кукол на днях царила особая атмосфера: здесь состоялись...

Щедрость души

8
На днях краеведческому музею Акушинского района – филиалу Дагестанского музея имени А....

Магия творчества

67
Тонкая филигрань по черни, инкрустация, декорирование драгоценными и полудрагоценными...

Новые векторы творческого развития

13
Директор Русского театра им. М. Горького Тимур...

Красная партизанка и белый офицер

5
В 1956 году на экраны страны вышла романтическая...

Образ рождается спонтанно

19
В глобальном контексте современного искусства, где экологичность и осознанное потребление...

Мир на ощупь и на слух

27
В современном мире, мы знаем, давно наметилась тенденция по созданию условий для незрячих и...