Джамаат – это сила


Джамаат есть самоуправляющая община. Такой уклад жизни продолжался в течение многих веков. У этой общины был и свой закон, и своя мораль.
Высший орган джамаата — общее собрание сельчан. Ему принадлежали законодательная власть, судебные и распорядительные права. Джамаат обладал юридическими правами на свою землю, вплоть до отчуждения или передачи в условное пользование любой ее части.
Руководить джамаатом поручалось авторитетным людям. Особым уважением пользовались богословы (ученые) за их нравственность и уровень знаний. Такие люди стояли в первом ряду на похоронах, им отводились почетные места на общественных сходах. Они же играли роль первых представителей в разрешении конфликтных ситуаций.
Главная забота джамаата — поддержка порядка и мира на своей территории. Дисциплина воспринималась всеми членами общины как обязательное условие традиционного уклада жизни. Этому свидетельство – следующая заповедь адатского права: «Лишь тот ценен, кто соблюдает порядок».
В джамаате существовали свои органы власти. Все внутренние дела решались самостоятельно. Джамаатскую власть горцы признавали как институт народоправства. Но подобное происходило лишь при одном условии: если власть не роняла их достоинство и честь. В то же время ради своего села горец всегда был готов на самопожертвование.
В джамаате исключительное значение придавалось соблюдению моральных норм. Считалось благородным делом помочь в уборке урожая, строительстве жилья, сооружении дорог и мостов, благоустройстве памятных мест, кладбищ, а также при стихийных бедствиях. Аморальные и противоправные поступки решительно пресекались.
Джамаатская администрация прилагала максимум усилий, чтобы сохранить нормальные отношения и не допустить опасных действий как внутри своей общины, так и с соседями. Механизм таких действий четко был определен адатами и традициями. Один из принципов адатского права гласит о том, что нельзя безнаказанно нарушать общепринятые обычаи и нравы. Существовал и кодекс наказаний.
Мужчины джамаата постоянно собирались на годекане, но в свободное от забот время. Годекан действительно был школой нравственного воспитания. Сюда не допускались те, кто нарушал адаты. Годекан делился на две части: на одной собирались старшие, то есть женатые мужчины, а на другой — молодежь. В некоторых аулах годекан являлся и местом проведения собраний сельчан.
Статьи из «Культура»
Следы на земле

Книги о героях-победителях

Храм памяти военной

Наша кухня покоряет мир!

Гордый наш Кавказ

Поэтам – сцена!

Краски нашей Родины

Когда «Геба» на сцене…
