X
10:56 25.12.2015

Дженнет Далгат

277

В первое десятилетие после Октябрьской революции намечались основы и закладывались пути развития профессиональной музыкальной культуры Дагестана, появлялись личности, определившие этот путь. В числе первопроходцев была дочь доктора Магомеда Далгата Дженнет – первая композитор-женщина, получившая профессиональное европейское академическое музыкальное образование. Непростой и по-своему уникальной была ее судьба, без сомнения, определенная культурным контекстом ее семьи.

Дженнет Далгат родилась в 1885 году. С детства она увлекалась музыкой и, повзрослев, поехала, как когда-то отец, в Германию, где стала обучаться в Лейпцигской консерватории. Ее педагогом был выдающийся музыкант, ученик Ференца Листа, профессор Альфред Рейзенауэр. Дженнет блестяще закончила консерваторию по классу фортепиано в 1909 году, а в 1913 году – школу высшего исполнительского мастерства.

До середины 1920-х годов она вела активную концертную деятельность по городам Европы и России, принесшую ей известность и успех. Газеты и журналы сообщали о ее концертах, проходивших при переполненных залах.

После революции наряду с музыкальным исполнительством Дженнет Далгат занималась и педагогико-просветительской деятельностью, работала в Дагестане, оказывая непосредственную помощь композитору Готфриду Гасанову в организации музыкального училища в Махачкале, где она вела класс фортепиано. Для развития профессиональной музыки нужны были новые и новые сочинения, в том числе и для учебного репертуара.

После заграничной командировки в Лейпциг для получения навыков профессионального композиторского мастерства Дженнет Далгат увлеченно сочиняла в разных жанрах, черпая интонации в дагестанской народной музыке. Образцы народной поэзии, подлинные фольклорные тексты легли в основу «Трех баллад» для голоса и фортепиано. Народный музыкальный тематизм составил основу ряда фортепианных сочинений, в частности, «Прелюдии и фуги», представляющие первый опыт создания полифонической формы в дагестанском музыкальном репертуаре, «Рапсодии» и вокальные дуэты для сопрано и альта, проникнутые шубертовским романтизмом. Яркий национальный колорит присущ «Лезгинке» (Рондо) для струнного квартета – живой, яркой пьесе, в которой народные темы виртуозно вплетены в партии инструментов. Этот инструментальный квартет также стал первым сочинением квартетной литературы в дагестанской музыке, получившим развитие лишь два десятилетия спустя.

Сегодня мы должны помнить, что Дженнет Далгат обозначила важные вехи в развитии дагестанской музыкальной культуры: заложила начало инструментальному исполнительству, явилась основоположником жанра и формы квартета и циклической полифонической композиции, в обработке народного напева и наигрыша. Она стояла у истоков композиторской и музыкально-

педагогической школ Дагестана, была музыкантом-просветителем, стремящимся поделиться своими знаниями и образованием с представителями молодого поколения.

В тот период, когда Дженнет получала вторую музыкальную специальность в Лейпцигской консерватории, с ней был ее маленький сын Джемал Далгат, родившийся в 1920 году. С детских лет он был погружен в немецкую культуру, глубоко укоренившуюся в нем, оказался в самом центре развития и расцвета музыкального исполнительства в Германии.  В 1963 году Далгат начал постоянную работу в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова, что не мешало ему вести активную концертную деятельность. Он был постановщиком и дирижером первого дагестанского балета «Горянка» на музыку Мурада Кажлаева. Последние годы жизни возглавлял вновь созданный «Санкт-Петербург оркестр», быстро завоевавший отличную репутацию.

Именно Джемал Далгат повлиял на творческое становление внука, будущего музыканта Михаила Петровича Татарникова, ставшего представителем прославленной петербургской дирижерской школы, главным дирижером и музыкальным руководителем Михайловского театра. Сейчас М. Татарников преуспевающий дирижер. В его дирижерском списке более пятидесяти произведений.

Так в лице преемников – сына и правнука – продолжилась традиция преданного, профессионального служения музыкальному искусству, заложенная всей жизнью Дженнет Далгат, всей ее творческой интенцией, на много лет вперед определившей творческую направленность музыкальной династии семьи Далгат.

Статьи из «Культура»

Ихтиандр, который не испугался акул

45
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Секреты художественного мира

7
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Культурная палитра огромной страны

13
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...

Главный персонаж – сам режиссер

22
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...

Праздник дружбы и единства

6
В минувшую субботу, в День Конституции Дагестана, главного закона, скрепившего единство...

Беззаветно служила Мельпомене

22
10 лет назад ушла из жизни народная артистка России Инесса Алимовна Курумова (на снимке). «Вся...

Неповторимый мир мастера

42
Каждое его полотно – не просто изображение, а трепетный рассказ, где медные кувшины звенят...

«Суета» – зеркало дагестанской жизни

66
Порядка 150 произведений, созданных в разные периоды,...

Музыка стала судьбой

15
Чайковский, Рахманинов, Паганини, Вивальди, Сен-Санс… В Кумыкском театре на днях вновь ожили...

А если бы не это фото?..

71
Иногда один случайный кадр меняет всё. Фотография, сделанная в нужный момент, способна не...

Исповедь перед вечностью

42
Союз Станислава Сущевского и Фаины Графченко сравним с двумя нотами одного аккорда. Он –...

Шамиль и его сын

11
Итальянские режиссеры Виктор Туржанский и Джорджо Ривалто сняли 65 лет назад эпический приключенческий фильм под названием «Казаки». В центре сюжета – имам Шамиль...