Его картины – образы дагестанцев
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой открылась выставка первого и, пожалуй, одного из самых известных дагестанских художников Халилбека Мусаева (Мусаясула), посвященная 125-летию со дня его рождения.
Экспозиция – это практически переложение судьбы художника – очень не простой и очень интересной. Мусаясул учился профессии сначала в Тифлисе, потом в Мюнхене, а позже, когда началась Первая мировая война и Халилбек был вынужден вернуться домой, в родной Чох, в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове. Скоро (примерно в сентябре 1916 года) он вновь на некоторое время покидает Дагестан и отправляется в качестве помощника командира санитарного батальона на Кавказский фронт в Турцию. Этот период жизни художника широко представлен на выставке.
Мусаясул вновь открывает для себя край, который назовет потом «Страной последних рыцарей». Его графика и живопись тех лет, а также акварельные и карандашные работы, выполненные в 1916 году в Турции, говорят о том, что он возвращается после учебы в Дагестан вполне сложившимся в профессиональном плане художником.
Годы творчества Халилбека после Февральской революции отражают работы, посвященные историческим личностям, связанным со сложными политическими изменениями в истории Дагестана: портреты революционера Уллубия Буйнакского и командира Дербентского полка полковника Демяника, карикатура на Деникина. Экспозиция включает восемь номеров первого дагестанского художественно-политического журнала «Танг–Чолпан» с иллюстрациями Мусаясула.
Следующий этап творчества художника связан с эмиграцией. Но, работая в Германии и не имея больше возможности вернуться на родину, он по-прежнему обращается к теме Дагестана. Его картины – образы дагестанцев, портреты женщин в национальных костюмах, сцены из дагестанской жизни.
В музее есть ряд работ этого периода – портрет «Девушка с карнавала», две акварели, написанные по сюжету кавказских легенд «Хочбар», «Айшат и Али», жанровая зарисовка «Гвай». К сожалению, это всё, что хранится в запасниках двух дагестанских музеев этого периода, ведь имя художника было под запретом, связи с ним утрачены. Но в 1992 году во время встречи Патимат Саидовны Гамзатовой, которая была тогда директором Дагестанского музея изобразительных искусств, с вдовой художника Мелани Мусаясул передала в дар нашему музею 5 живописных работ.
Это женские портреты, написанные художником в Германии в 1930–1940-х годах, графическая работа, датированная 1943 годом, и старинное кавказское женское платье. Эти картины уже зрелого художника с полным правом дают основание назвать Халилбека Мусаева ярким, талантливым и самобытным портретистом.
Выставка его работ всегда вызывает огромный интерес публики, небольшие выставочные залы с трудом вместили всех пришедших на вернисаж. Открыла выставку директор музея Салихат Гамзатова. Она рассказала об истории комплектования коллекции, которая тесно переплетается с фактами жизни самого художника и его семьи, обратила внимание на ряд представленных работ, подчеркнув особое отношение Мусаясула к Дагестану, его любовь и тоску по родине, отразившиеся в творчестве.
Джамиля Дагирова, заместитель директора Нацмузея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, рассказала об успехе выставочного проекта прошлого года «Халилбек Мусаясул. 100 лет эмиграции», когда 100 экспонатов, переданных музею во временное хранение Фондом культурного наследия художника, демонстрируемые в течение шести месяцев, пришли посмотреть 10 тысяч человек. На лекциях, посвящённых жизни и творчеству художника, залы были всегда полны. И до сих пор люди интересуются, когда и где можно посмотреть работы Мусаясула.
Джамиля Дагирова в очередной раз озвучила предложение создать на базе музея картинную галерею Мусаясула, чтобы коллекция была доступна и для широкой публики, и для искусствоведов. Народный поэт Дагестана Магомед Ахмедов поддержал идею создания музея Халилбека Мусаева. Но вопрос пока остается открытым.
Заведующий кафедрой живописи ДГПУ заслуженный художник РФ Абдулзагир Мусаев говорил о значимости творчества известного дагестанца для республики и страны в целом, назвав его одним из основателей изобразительного искусства Дагестана.
Салихат Гамзатова в тексте к выставочному проекту приводит слова самого художника, которые как нельзя лучше определяют суть произведений, составляющих нынешнюю экспозицию: «Многое я потерял, кое-что приобрел, но только любовь к родине остается для меня неприкосновенной, и она, как вечность, лежит передо мной и позади меня».
Выставка работает до 20 октября, и это прекрасная возможность еще раз окунуться в сложный, многогранный мир мастера.