Его называли «аварским Отелло»
Жизнерадостный, сердобольный человек, настоящий друг. Всегда шутил, как будто специально был рожден для театра. Всё это о нем – талантливом актере Басире Инусилове. В народе его называли «аварским Отелло».
Молодой горец, простой сельский парень, родившийся в небольшом ауле Тануси Хунзахского района, связал свою судьбу с Аварским театром. Работал барабанщиком, затем в результате упорного труда стал актером.
Одной из первых ролей, которые Басир сыграл на сцене, была роль хромого Дадуча из пьесы Г. Цадасы «Базалай». Дадуч в исполнении Инусилова был веселым балагуром, добродушным горцем. За исполнение этой роли в годы войны артисту вручили Почетную грамоту Президиума Верховного Совета ДАССР.
С началом войны Басир ушел на фронт добровольцем, после её окончания вернулся в родной театр. За 25 лет работы приобрел богатый опыт, щедро раскрыл свой неповторимый талант. Когда Басир Инусилов играл на сцене Отелло, зрители реально воспринимали его как черного мавра-араба. Черное, загорелое лицо, сверкающие большие глаза, белые-белые, как снег, зубы.
У Басира был особый талант исполнения классических ролей. Он неподражаемо играл в комедии Н. Гоголя «Женитьба» роль Подколесина, в пьесе К. Гольдони «Самодуры» – легкомысленного Леонардо, в драме бразильского драматурга Г.Фигейреду «Эзоп» – Эзопа, в пьесе П. Моляровского «Удивительное сокровище» – алчного Галсана. В 1960 году, во время Декады дагестанского искусства и литературы в Москве, когда Аварский театр показал пьесу Р. Гамзатова «Горянка», Басир Инусилов исполнял роль Али, отца молодой горянки Асият. Можно сказать, этот образ и стал вершиной его артистического мастерства.
Не прошло и трех месяцев с того дня, как Басир стал народным артистом Дагестана, за исполнение роли Али ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В трагедии Гаджи Залова «Вдохновенная певица» Басир исполнял роль жестокого тирана – наиба Ахмеда. Он сумел передать характерные черты царского чиновника: жестокость, жадность, беспредел.
В расцвете сил и таланта трагически оборвалась жизнь Басира Инусилова. Остались созданные им талантливые образы, имя. Хочется закончить свои воспоминания словами из стихотворения Расула Гамзатова:
Ты прочь ушел без парика, без грима,
В простой одежде уроженца гор.
Мавр может уходить, он сделал дело
И наверняка погиб в последний раз,
И сразу же на сцене опустело,
И грустно замер зал, и свет погас.