Его работы располагают к размышлениям
В театральных постановках Ибрагимхалил Супьянов отходит от выдуманного и обращается к реалистическим сюжетам, историческим, вникает в стилевую канву музыки, пластики – в балете, выписывает детали костюмов, убранство дома – в драматических спектаклях. А после сдачи постановок в театре возвращается к своим загадочным письменам, знакам, символам, в другую, свою реальность.
– С кем из режиссеров наиболее комфортно вам работать, с кем особое взаимопонимание?
– С Исламом Казиевым (Кумыкский музыкально-драматический театр). Он мастер широкого диапазона: народного, игрового, исторического театра. Он тонкий психолог, с ним интересно работать, наблюдать, как он вытягивает из актера его потаенные умения выстраивать образы колоритнее, ярче. Порой артисты даже не подозревают, что способны на то, что требует режиссер. А Ислам Амашевич видит в нем больше, чем сам актер. Мне интересно работать с Мустафой Ибрагимовым (Даргинский музыкально-драматический театр). Это мудрый, мыслящий режиссер. Он бывает на фестивалях в Санкт-Петербурге, Элисте, Нальчике, Казани, встречается с другими режиссерами, видит их работы, весьма продуктивно общается с ними. Не менее интересен хореограф Муса Оздоев (Театр оперы и балета). Это весьма экспрессивный человек, фонтанирующий идеями, четко формулирующий художественную задачу.
Я пришла в его мастерскую, когда Ибрагим делал макет декораций для спектакля «Коста Хетагуров» – заказ Театра оперы и балета Северной Осетии-Алании. Из ящичного картона мастер вырезал сложную декорацию – трансформер. Обдумав ее техническую часть, решил упростить. Но как при этом сохранить смысловую составляющую, которую он изначально продумал? Времени-то в обрез – утром надо выезжать с готовым макетом. А тут еще я пришла со своими разговорами о таинстве рождения художественных произведений. Ибрагим – человек интеллигентный, добрый и не против беседы о творчестве… Значит, быть бессонной для него ночи, чтобы осмыслить все варианты оформления спектакля для театра соседней республики.
Процесс работы у него сложный, многоступенчатый. Делает, отказывается, стирает, замазывает, спорит с самим собой.
Супьянов многогранен, он работает в живописи, графике, создает инсталляции, перформанс, театральные занавесы, скульптуры, оформляет книги, пишет стихи. И все это взаимосвязано, один вид творчества является как бы продолжением другого. Он наблюдает, переживает увиденное, замечает то, мимо чего мы равнодушно проходим. Во всем видит образы – в камнях, сухих ветках, каплях воды, срезе дерева, пятнах на асфальте… Любая деталь быта может родить художественную идею, уверен Ибрагим. Он не придерживается заранее определенного сюжета, пишет интуитивно, а затем дает названия своим работам. Чаще всего они абстрактны: «Обрывки времени», «Отпечатки на двери», «Знаки», «Игра». Он предоставляет возможность зрителю не идти на поводу у авторского названия, а видеть что-то свое, домысливать, воображать.
Его работы располагают к размышлениям. Хочется мечтать, улыбаться, в них радость жизни и ее слезы. Все это из его внутреннего мира выплескивается кистью. Каждое прочтение спектакля, изображение на полотне будоражит душу гармонией, цветом, мыслью.
Еще до начала спектакля его декорации настраивают на волну далекой истории («Шарвили», «Хочбар», «Ромео и Джульетта»), нынешнего дня, ставшего историей («Жди меня», «Чарли – волшебный маг»). Эскизы занавесов, декораций, живопись, графические листы полны символов, знаков, цифр, подводят к философским рассуждениям. Их хочется рассматривать долго и в одиночестве. В них такая щедрость идей, эмоций, что они не вмещаются в один лист, диктуют создание серий. Вначале они рождают протестное восприятие зрителя, а если заставить себя остановиться, подумать, то, оказывается, они обаятельны и не отпускают.
Внешне Супьянов – скромный интеллигент, но в творчестве – глубинная протестная сущность. Протест против официоза, стандарта, против обязательного. Он не создает рутинное, умеет показать бессознательное, несогласие с массой.
В мастерской мы много говорили об идее рождения того, что он делает, его творческой лаборатории. В исповедальных рассказах Ибрагима больше эмоций, чем слов, вся гамма его чувств не вмещается в обыденные слова. Ему необходимы глубина, масштабность, они захлестывают его. И когда у него получается передать их на бумагу, Ибрагим счастлив, значит, работа состоялась. Но счастье коротко, потому что настигают сомнения, переживания: интересно ли это другим, задел ли он их чувства?
Творчество сценографа, живописца, графика, заслуженного художника РД, лауреата Государственной премии РД насчитывает оформление более 20 спектаклей в театрах, участие в выставках в России, Чехии, США, Франции, Германии, Турции, Азербайджане, Грузии. И это все дагестанец Ибрагимхалил Супьянов. «Терпкие, пряные холсты его передают силу тока крови, настрой жил, мечту об идеалах, выраженных в своем народе, трагичность восприятия окружающего, наполненность его многими смыслами и переживаниями». Так эмоционально истолковывает работы И. Супьянова искусствовед Алла Михайлова после просмотра его работ на выставке «Письмена на кулисах» в Центральном театральном музее им. А. Бахрушина в Москве.