Его знают все
Недавно героем проекта «Встречи в Театре поэзии» стал Борис Ханукаев. Его в Махачкале знают все. Ну, почти все. Во всяком случае те, кто когда-либо учился в школе, имеет детей-школьников, преподает, активно интересуется культурной и общественной жизнью города.
Зал был полон, ставили дополнительные стулья. Пришли люди, с которыми так или иначе сталкивался Борис Абрамович на разных этапах своей жизни и трудовой деятельности – от учебы на физическом факультете Даггосуниверситета, учительства в школах Халимбекаула и Махачкалы до преподавания и руководства в Республиканском многопрофильном лицее для одаренных детей, где он и работает по сей день.
Встреча длилась более трех часов, было много трогательных моментов, улыбки и смех, воспоминания…
Борис Ханукаев – заслуженный учитель Республики Дагестан, почетный работник общего образования России. А об остальном расскажут его друзья, коллеги и ученики. Вот это и будет портрет нашего героя.
Багаутдин Аджиев, народный поэт Дагестана:
– Борис Абрамович – достойный сын достойного народа. Своими делами вписан в историю книги под названием Дагестан. Везде, где он, там свет и тепло.
Георгий Гарунов, руководитель клуба «Руно»:
– Мы с Борисом Абрамовичем учились в одно время на физическом факультете ДГУ, мы в основном встречались на сцене. Старшекурсники ставили спектакли, но из того времени мне запомнились только артистические выходы Бориса, игравшего одноглазого бандита. Мы и сейчас дружим, встречаемся на музыкальных вечерах.
Шамала Дагирова, директор средней школы селения Халимбекаул:
– Я помню, специально опаздывала на урок, чтобы привлечь внимание Бориса Абрамовича. Наши мальчишки-одноклассники вспоминают, как они поднимались на крышу школы понаблюдать за звездами. Он умел привить интерес к своим предметам. А чего стоят наши репетиции, когда Ханукаев с нами готовил КВН! Для нас, сельских детей, это было очень необычно. Говорим о нем только с благодарностью и всегда ждем у себя в школе.
Альбина Шутунова, директор Республиканского многопрофильного лицея для одаренных детей:
– Когда я говорила, что иду на творческий вечер Бориса Абрамовича, то многие удивлялись: он, что, поэт? Я отвечала – да, он автор своей педагогической поэмы, настоящий поэт педагогики. И у него есть много чему поучиться. Редко кто обладает такими качествами, за которые учителя любят абсолютно все: и дети, и родители, и коллеги.
Миясат Муслимова, кандидат филологических наук, поэтесса:
– Я застала не самый простой период в жизни лицея, где мы работали вместе с Борисом Абрамовичем. И восхищалась сочетанием в нем корректности, интеллигентности, справедливости, умения отстаивать высокие принципы уважения к учителю. Вы показываете уровень, к которому мы должны стремиться. Вы даете «начало взаимного сочувствия», о котором говорил Лев Толстой, и пусть этот принцип будет определяющим в нашей жизни.
Мустафа Билалов, доктор философских наук, профессор:
– Во многом пересекаются наши пути. Этот человек сохранил себя, свои устои, мировоззрение. У меня есть собственный термин – «национальный ум». Борис Абрамович обладает «еврейским» умом. Это высокое качество. Лично я в своей классификации на первое место ставлю именно еврейский ум, это начало цивилизации. Ханукаев в Общественной палате, во всех республиканских комиссиях, он и иудейскую общину прибрал к своим рукам (в зале смех). Человек востребован, он как Вселенная, которая всё время расширяется. Я думаю, что счастье в том, когда эта бесконечная сущность реализует значимую часть своего содержания. А он человек широкого диапазона, реализует себя. Да здравствует Борис Абрамович!
Хорошее завершение для статьи эта заключительная фраза. Но дадим слово и самому герою проекта.
О работе
– Для педагога главное, когда воспитанники превосходят учителя. И в этом плане я самый счастливый человек на свете. В любом коллективе бывают взлеты и падения. Наш лицей потрясли несколько кризисов. Так получилось, что именно в эти сложные времена я работал его директором. Никогда не стремился быть большим руководителем, но считаю, что раз мне поручили вывести лицей из кризиса, доверили эту сложную задачу, то я должен найти выход, исправить положение за счет творчества, объединения коллектива, направления его энергии в нужное русло. Это как дирижер в оркестре: его не видно, но мы слышим результат работы – красивую музыку. Мы вышли с успехом из этих кризисных моментов. В Министерстве образования меня даже называют антикризисным директором.
О главном жизненном принципе
– Горские евреи никогда не теряют связи с Дагестаном, даже если они вдали от него. Мы коренной дагестанский народ. Мы говорим: «Наш Израиль – это Дагестан». Хотя знаем Тору, чтим историю своего народа, продолжаем ее в поколениях. Ведь в чем заключается еврейский принцип воспитания: всё идет из семьи. Если в семье не будет фундамента, никакие социальные государственные институты не поправят положение, воспитывать ребенка надо с первых минут его жизни. В нашей еврейской традиции есть заповедь: «…И расскажи сыну своему». Это фундамент и педагогики.
Да будет так!