X
21:00 17.03.2008

Ей не страшен Серый Волк

Для маленьких зрителей в Дагестанском театре кукол состоялась премьера спектакля "Ах, Красная Шапочка!". Это не пьеса Шарля Перро, хорошо знакомая многим поколениям, а новое ее прочтение применительно к современности. Нет, вовсе не отход от традиции, сопровождавшей сказку "Красная Шапочка" три века, а новая струя в трактовке, влившаяся по воле режиссера спектакля Василия Дерягина (на снимке).

В.ДЕРЯГИН — ЭТО НЕИЗВЕСТНАЯ фамилия для театрального искусства Дагестана. Дагестана, но не России. В.Дерягин — своеобразный бренд в мире театра кукол. Василий Вениаминович закончил Ленинградский институт театра, кинематографии — вуз, где также готовили режиссеров, актеров, художников, технологов специально для театров кукол. И так как подобных факультетов в стране раз, два и обчелся, здесь собрались самые сильные преподаватели, которые работали с большой отдачей, и выпускники их считались лучшими специалистами не только в СССР, но и в Европе. У нас тогда славились две школы "кукольников" — "образцовская" (в Москве) и "королевская" (в Ленинграде), по имени двух гигантов — основателей этих школ — С.Образцова и М.Королева. Обладатели дипломов этих двух вузов были чрезвычайно востребованы во всех театрах кукол. Так вот, Василий Дерягин и его жена Ольга Гончарова (сценограф) — выпускники "королевской" школы, обогатившие свое мастерство опытом многих лет работы в различных театрах кукол: в Архангельске, Рыбинске, С.-Петербурге… Перечесть невозможно все театры, куда их приглашали для постановки детских спектаклей. Они хорошо знакомы с театрами всей страны от Калининграда до Южно-Сахалинска и во многом задают тон в творческом развитии кукольных театров.
Чтобы "заполучить" такого уровня специалистов для постановки спектакля в Дагестанском театре кукол, его директор Аминат Яхъяева за полгода начала рабочие переговоры о совместной работе в Махачкале, предварительно заручившись поддержкой главного режиссера Астраханского кукольного театра В.Долгополова, плодотворно сотрудничающего с дагестанскими "кукольниками", кстати, настоящего друга и  бывшего сокурсника по институту В.Дерягина. Из-за занятости чета известных постановщиков не смогла тут же принять предложение Аминат Яхъяевны, но дала согласие на творческое сотрудничество в Махачкале.
И вот, наконец, премьера!
— Дагестанский кукольный театр предпочитает брать в репертуар классические пьесы для детей. А какие предпочтения у Вас, Василий Вениаминович, классика или современность? — спрашиваю у Дерягина.
— Я предпочитаю хороший материал. Вдохновляет он меня, греет мою душу — значит, буду работать с удовольствием, независимо от времени действия в пьесе. Мне не нравятся вещи-однодневки, надо делать так, чтобы спектакль жил долго. К тому же я в своей творческой биографии был и главным режиссером театра, у меня был одно время свой театр и знаю, сколько стоит постановка спектакля, поэтому и говорю, что однодневки меня не устраивают и даже не потому, что деньги трудно добываются, хочется, чтобы спектакль был долговременным по своей сути, моральной ценности и так далее.
— В чем новшество вашего спектакля, поставленного для дагестанских зрителей в Махачкале?
— По жанру "Ах, Красная Шапочка" — спектакль — игра, розыгрыш. Актеры работают с использованием открытого приема. Зритель — соучастник действия, четвертый герой пьесы, который задает вопросы, отвечает на вопросы актеров, здесь импровизация, введены новые персонажи по сравнению со сказкой Ш.Перро — Поросеночек, Козленочек, Бабочка, Зайчишка. Действие спектакля развивает мышление, воображение юного зрителя, учит находить выход из создавшейся ситуации, помогать попавшему в беду, отстаивать свою позицию. Герой — Красная Шапочка — боевой, находчивый  современный ребенок, а не пассивно произносящая монологи девочка.
— Как Вам работалось с дагестанскими актерами? Ощущалась ли какая-либо специфика?
— Работалось замечательно. Я, конечно, учитывал традиции театра, менталитет зрителя. С актерами — взаимопонимание полное, а театр, как и любой другой в стране, имеет свои трудности и "легкости".
— Какие впечатления о Дагестане?
— Я могу сказать лишь о людях, с которыми свела меня судьба. Это чрезвычайно гостеприимные, наделенные бесконечной добротой люди.
— Есть ли у Вас пожелания дагестанцам?
— В Дагестане сильны традиции семьи. И это замечательно. Устоявшиеся традиции необходимо развивать в условиях современности, а потому у меня действительно есть пожелания: водите чаще своих детишек в театр кукол, ибо это искусство — синтез многих видов прекрасного — драматургии, музыки, декоративного дизайна… Оно прививает вкус, сеет в душах детей "разумное, доброе, вечное".
СПЕКТАКЛЬ В РЕЖИССУРЕ В.Дерягина захватил детей всецело с первой же сцены. Ребята увидели, как рождается театр. На глазах сцена обрастала декорациями, причем с одобрения самих ребят размещались деревья в лесу, подвешивалось красно-румяное солнышко… А когда подошла пора распределять роли, произошло непредвиденное — актер отказался играть Серого Волка. Наотрез! Не хочу, мол, быть воплощением зла. Но зритель не очень расстроился по этому поводу. Хотя, какая же Красная Шапочка без волка! И когда по велению режиссера на сцене последовательно появлялись другие персонажи действия — добрые и бескорыстные, дети как бы забыли о кознях Волка из классической "Красной Шапочки" Ш.Перро. Но, как не раз говорили детям со сцены, театр — это волшебство, появился позже и Волк, которого Красная Шапочка, как выяснилось, совсем не боялась. И все закончилось, как и подобает в сказке, хорошо.
Спектакль, пронизанный добром, к которому был причастен по его ходу маленький зритель, встретили с восторгом. В конце зал был оглушен дружным хоровым "Спа-си-бо-о-о!"
Я тогда порадовалась, что дети так восторженно и искренне благодарили Василия Вениаминовича, за его Красную Шапочку. Хотя дагестанский юный зритель видел немало хороших спектаклей и весьма "избалован" добротными постановками. Руководство театра находится в постоянном творческом поиске и старается поддерживать интерес детей к театру кукол замечательными постановками. Директор Аминат Яхъяева, бывая на фестивалях, смотрах, всегда в курсе новинок в кукольных театрах по стране. Видя лучшие образцы кукольников на фестивалях, она не упустит возможности пригласить талантливых режиссеров в Махачкалу. Их постановки составляют качественную основу репертуара театра. Это "Щелкунчик", режиссера А.Басова из Тулы, "Новое платье короля" А.Ткачова — режиссера из Болгарии, "Цветное молоко", "Добро пожаловать, Пингвин" В.Долгополова из Астрахани. Подобная практика поднимает профессиональный уровень театра, подтягивает актеров. Приезжие режиссеры помогают актерам находить характерные голосовые интонации, рождая на новом уровне контакты — режиссер-актер, а всему коллективу выстраивать репертуар, внедрять новые методы работы в технологии, сценографии… В.Долгополов отважился  даже с нашими актерами поставить оперу-буфф, вселил уверенность, что они справятся с этой задачей. Специально для работы над этим спектаклем в театр кукол привлекли композитора, который "распевал" актеров. В итоге они так запели, что и сами от себя этого не ожидали.
Использование разных типов кукол, в том числе мягких, марионеток, когда движения героев так естественны, открытый план, а не только "ширмовые" спектакли… Все это разнообразие приемов в постановках делает работы театра интересными, захватывающими не только для ребят, но и взрослых.
ДАГЕСТАНСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ — призер многих международных фестивалей, привозит в Махачкалу благодарственные письма от руководителей тех регионов, где бывает на гастролях: городов Кавказских Минеральных Вод, Астрахани, Волгограда. Вот и в эти дни театр отправился со спектаклем "Тайна персиковой косточки" по сценарию М.Моллаевой  в города Поволжья.
А накануне гастролей в театр из Москвы из Федерального агентства по культуре и кинематографии пришло сообщение, в котором говорится, что агентство рассмотрело просьбу руководителя Администрации области Русе Республики Болгарии госпожи Марии Димовой о поддержке гастрольного проекта театра кукол Республики Дагестан. Поскольку гастроли детского спектакля Махачкалинского театра гармонично дополняют программу Фестиваля российской культуры в рамках Года России в Болгарии, этому проекту может быть в виде исключения присвоен официальный статус мероприятия фестиваля. В настоящий момент рассматривается возможность частичной финансовой поддержки гастролей.

Статьи из «Культура»

Легенда дагестанской эстрады

3
Когда-то кумыкская исполнительница Исбат Баталбекова сказала про нее: «Так проникновенно...

Эволюция сонаты

3
В зале Кумыкского театра состоялся концерт «Три века камерной сонаты». Эту программу...

Раз, два, три, четыре!

2
«Утренняя гимнастика. Вдох глубокий, руки шире…» – строки Владимира Высоцкого, ставшие...

Крупный вклад в науку

6
Комиссия при Главе Республики Дагестан по государственным премиям РД приняла монографию профессора М. Р. Гасанова «Каспийский поход Петра I 1722–1723 гг.», выдвинутую...

Сердце Петровска

12
При внимательном рассмотрении графической работы «Вокзал» (бумага, гуашь,1940-е гг.), созданной...

Герои не ищут славы

10
На одном из республиканских мероприятий редакция газеты «Дагестанская правда» подарила...

Классика в оригинальном прочтении

49
Вам довелось побывать в нашем Русском театре и...

Портрет Героя – перед глазами

27
Издательский дом «Дагестан» по инициативе Агентства информации и печати РД выпустил...

У музея юбилей

221
Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи – крупнейшее музейное объединение Северо-Кавказского...

История одной картины

22
На ретроспективной выставке, приуроченной к 125-летию известного дагестанского художника...

Сложно оставаться равнодушным

25
С каждым годом появляется всё больше возможностей ознакомится с неизвестными страницами...