Ей рукоплескали стоя
Ясный день в живописном селе Бежта Цунтинского района. Отец учит маленькую Халисат совершать намаз, и семилетняя девчушка повторяет за ним священные молитвы. Но вдруг она слышит, как поблизости кто-то поет, да так, что хочется слушать и слушать. Быстро сложив молитвенный коврик, Халисат бежит к месту, откуда раздается песня. Радиоточка неподалеку от дома работала отменно, и голос Манарши Дибировой, исполнявшей песню на слова Махмуда из Кахабросо, проникал в каждую клетку тела.
Сегодня заслуженная артистка Дагестана Халисат Гамидова (на снимке) вспоминает этот эпизод из детства с особой ностальгией.
— С того дня я и начала петь, – говорит она. – Вначале для себя, стараясь так же проникновенно, громко, как мой кумир, исполнять услышанные песни. Односельчане и родные не придавали значения, думая, что это детская блажь. Как оказалось, уже тогда я, хоть и неосознанно, уже встала на тот путь, по которому иду и по сей день.
Разглядели талант маленькой певуньи в школе. Учителя заметили, что часто во время перемен вместо игр со сверстницами Халисат остается в классе и, барабаня по парте, поет песни. «Раз ты так хочешь петь, то выйдешь на сцену», – сказали педагоги и включили ее в состав участников школьной самодеятельности.
С того дня она стала участницей всех сельских и районных смотров. Маленькую соловушку Халисат полюбили за ее артистизм и талантливое исполнение и всегда радовались ее появлению.
Первое серьезное признание пришло к девочке, когда ей исполнилось 12 лет: она вместе с другими сверстниками поехала на конкурс в Махачкалу. На центральной площади она спела песню о маме. Без микрофона – звонкий голос был слышен и так, он буквально загипнотизировал всех. Юная звездочка покорила жюри, и ей вручили диплом первой степени.
Из звезды школьных смотров в признанную артистку она переросла через три года.
— Когда мне было 15 лет, отец ушел из семьи, – делится тяжелыми воспоминаниями артистка. – Маму, оставшуюся одну в чужом селе, где у нее фактически никого не было, кроме нас, это сильно надломило, она заболела и слегла. Младшие остались на мне. Я не знала, как быть в этой ситуации, как ходить спокойно в школу, когда мама в таком состоянии, когда дома, можно сказать, есть нечего.
Удар судьбы заставил рано вырасти. Юная Халисат решила взять на себя ответственность за дом и пошла в райком партии. Зайдя к секретарю, обратилась с просьбой помочь в трудоустройстве: «Мама болеет, дома сестренкам и братьям есть нечего. Помогите, пожалуйста, дайте мне какую-нибудь работу». Её направили к заведующему отделом культуры района, он и определил Халисат в Дом культуры селения Бежта. Девочке создали такие условия, чтобы она могла работать и не бросать школу.
В Доме культуры с первых же дней шефство над ней взяла признанная в те времена в Цунтинском районе эстрадная певица Зухра Джамалудинова. Вдохновитель создания фольклорного ансамбля «Бежта», всей душой преданная искусству, она заряжала юную Халисат такой же любовью к своему делу.
– В то время женщине, певшей на сцене, было нелегко. Злые языки делали свое дело, однако это ее не останавливало. Она верила в то, что делала, и вдохновляла окружающих так же служить искусству. Благодаря наставничеству Зухры и той материнской любви, которую она проявляла ко мне, мои природные данные отшлифовались, и я поняла, что надо выступать на сцене, всю себя отдавая слушателю, исполняя только то, что прежде всего тревожит меня. Так учила меня Зухра, – делится Халисат Гамидова.
Добрые советы наставницы помогли ей стать народной любимицей. Вскоре ее чистый, богатый интонациями голос будет завораживать слушателей всех возрастов. Записи с ее песнями будут звучать в домах дагестанцев, проживающих в самых разных концах республики.
Став старше, Халисат принимала участие в различных музыкальных конкурсах – имени Анхил Марин, Махмуда из Кахабросо, республиканских, всероссийских, всесоюзных в Москве, Грузии, Ростове-на-Дону, где неизменно занимала призовые места. Она награждена многими дипломами и грамотами, в том числе Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР. В 1981 году ей было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры ДАССР». Она лауреат нескольких международных фестивалей. В 1971 и 1981 годах побывала во Франции вместе с ансамблем «Бежта», где ее исполнению рукоплескали стоя.
Сегодня за плечами Халисат Гамидовой более 50 лет служения искусству. По сей день она не бросает любимого дела. После смерти мужа Саадулы она хотела навсегда оставить сцену, но родные сказали:
— Тебе дан талант, тебя ждут люди. Ты не должна уходить, возвращайся на сцену и радуй народ.
И она вернулась, продолжила, как и раньше, писать стихи к своим песням. Только если до этого в них была видна жизнерадостная Халисат, то теперь ее лирическая героиня поет больше о грустном – о смерти Героя России Магомеда Нурбагандова, о матери, на долю которой выпали тяжелые испытания, о муже, по которому тоскует и вспоминает каждый день.
Несмотря на смену репертуара певицы, народ не перестает ее любить. «Она настоящая. И поет так, что голос в душу проникает», – говорят поклонники и неизменно просят спеть на бис. В чем секрет такой любви, Халисат Цодориевна сказать не берется.
— Я просто люблю свое дело, люблю песни. Я не пою для заработка, деньги никогда меня не прельщали. Главное – уважать себя и слушателя, – говорит она.
Являясь художественным руководителем Центра традиционной культуры народов России селения Бежта, она щедро делится своим талантом и опытом с молодыми артистами. Мнение тети Халисат, как называют ее начинающие исполнители района, для них очень важно. А ей важно, что она может быть рядом и поддержать молодых, и, как когда-то ее наставница Зухра Джамалудинова, вносить свой вклад в развитие культуры.
И она это делает. С радостью, самозабвенно. По-другому и не может она. Такова её натура.
Недавно Халисат Цодориевна была удостоена очередной почетной награды: в Министерстве культуры ей вручили именные часы Главы Республики Дагестан.
– Приятно осознавать, что твой труд ценят на таком высоком уровне. Спасибо руководству республики за внимание, – говорит артистка. – Не знаю, сколько Богом еще мне отведено жить на этой земле, но пока есть силы и пока мои земляки не устанут меня слушать, буду петь, писать стихи и помогать молодым.