Эрозия совести
Так обобщенно можно охарактеризовать моральную платформу обитателей дома богатого старца Жеронта – Лизетты, Криспена и Эраста в спектакле Аварского музыкально-драматического театра им.Г.Цадасы по пьесе французского драматурга Жана Франсуа Реньера «Единственный наследник».
Они — ведущие лица сюжета, остальные по воле случая группируются вокруг них. Лизетта — служанка Жеронта, Криспен — слуга Эраста. Последний приходится Жеронту племянником. Эти люди много лет верно служили состоятельному Жеронту – казалось бы, так и будет до конца его дней. Но надежда на это рушится, как только близкие узнают о тяжелой болезни дряхлого богача. С этого момента окружающие обнажают свое истинное нутро – бессовестное, циничное, жадное до мерзости. Ради наследства старика они готовы пойти на любую подлость – понятия «родственник», «близкий» для них пустое: жажда наживы затмевает все нравственные устои. В конце концов Криспен, убежденный, что Жеронт умер, облачается в его халат и колпак и представляется перед нотариусом немощным старцем, желающим сделать завещание, которое тут же заверяется продажным служителем законности.
Но вдруг выясняется, что Жеронт… не умер, а проснулся после летаргического сна. Однако от завещания никуда не деться, приходится соглашаться с его пунктами. Такова сюжетная канва. В спектакле концентрированно выражены два идейных пласта: богатство создает неприятные ситуации; ради наследства не стоит терять моральный облик.
Режиссер спектакля – Марина Карпачева, художник – Ирина Миронова. По жанру спектакль обозначен как комедия-фарс. И театр от начала до конца действия соблюдает жанровый принцип: в сюжете неоднократно возникают фарсовые мизансцены на пограничной линии между невероятной фантазией и внезапной реальностью.
Точность социальных характеристик, требуемый жанром накал страстей, калейдоскопическое чередование сцен и мизансцен, выдержанность актерских позиций, общая ансамблевость исполнения – за всем этим чувствуется напряженная режиссерская работа. Воедино сошлись пунктуальность режиссерского прочтения пьесы, остроумие сценической разработки сюжета и привлекательное решение сценического пространства. В результате получился спектакль хорошего настроения. Актеры от души озоруют и своим азартом легко заводят зрителя.
Стильная сценография Ирины Мироновой создает впечатляющее пространство как в протяженности, так и в декорном плане. Интерьер щедро снабжен разнообразной бытовой и эстетической атрибутикой – аж до мизерных мелочей. Но нет ничего лишнего – каждый элемент несет нужную идейную нагрузку. Художественное оформление отличается подчеркнутой выразительностью – в эпохальном смысле, социальном плане и психологическом аспекте. Старинные люстры, стулья, табуретки и другие предметы быта стабильно подсказывают, что события происходят не в современной Франции. И снаружи, и внутри дома присутствует колоритная орнаментальность. Декорация не меняется. Но она внутренне не статична – с каждым поворотом событий предстает в новой динамике: напряженно наводит на тяжелую мысль о том, как завершатся судьбы этого роскошного дома и его серьезно больного хозяина.
Актеры на роли подобраны профессионально – с придирчивым учетом их творческого своеобразия. Отсюда и пружинисто сжатый, без скучных натаскиваний, компактный и цельный спектакль. Просто глаз радуется.
Жеронт (заслуженный артист РФ Гусейн Казиев) еле доживает свои последние дни. Образ старика и внутренне, и внешне получился убедительным, добротным. На склоне многих лет он еще излучает мудрость и желание жить. Однако возраст дает о себе знать. Актер без психологического произвола – мягко и жалостно показывает состояние здоровья своего героя. Жеронт у него — в любые моменты привлекательный старик.
Хитра и женственна Лизетта (заслуженная артистка РД Майсарат Абдулмеджидова). Она служанка в доме Жеронта. Но справедливо не хочет оставаться в этом социальном положении – делает все возможное, чтобы устроить личную жизнь. Актриса играет лихо и красиво, ее Лизетта тонко чувствует малейшие изменения в развитии ситуации.
Через край бьет энергетика Криспена (заслуженный артист РД Абдулхалик Абдулхаликов). Его герой изворотлив – способен быстро находить нужный выход из любой ситуации. Как достоверно он перевоплощается в племянника и племянницу Жеронта! Криспен исключительно грациозен в комплиментарных манерах и трогательно пластичен в ведении основной психологической линии.
Элегантна в одежде и предельно собрана в жестах мадам Аргант (артистка Патимат Абасова). Как мать взрослой дочери она очень тактична и обаятельна. Дипломатично ищет возможность успешно выдать дочь замуж.
Эраст (артист Нажмудин Шангереев) по сравнению с другими спокоен и выглядит солидно. Он имеет определенный материальный достаток, но не чурается легкого капитала. Потому всеми силами старается урвать от дядиного наследства приличную долю.
Скромной и притягательной слепила Изабеллу актриса Ашура Иманалиева. Она себе на уме. Мудрая невеста для состоятельного жениха.
Спектакль «Единственный наследник», думаю, — украшение репертуара театра и любого фестиваля.