X
08:17 01.11.2012

Эрозия совести

Так обобщенно можно охарактеризовать моральную платформу обитателей дома богатого старца Жеронта – Лизетты, Криспена и Эраста в спектакле Аварского музыкально-драматического театра им.Г.Цадасы по пьесе французского драматурга Жана Франсуа Реньера «Единственный наследник».

Они — ведущие лица сюжета, остальные по воле случая группируются вокруг них. Лизетта — служанка Жеронта, Криспен — слуга Эраста. Последний приходится Жеронту племянником. Эти люди много лет верно служили состоятельному Жеронту – казалось бы, так и будет до конца его дней. Но надежда на это рушится, как только близкие узнают о тяжелой болезни дряхлого богача. С этого момента окружающие обнажают свое истинное нутро – бессовестное, циничное, жадное до мерзости. Ради наследства старика они готовы пойти на любую подлость – понятия «родственник», «близкий» для них пустое: жажда наживы затмевает все нравственные устои. В конце концов Криспен, убежденный, что Жеронт умер, облачается в его халат и колпак и представляется перед нотариусом немощным старцем, желающим сделать завещание, которое тут же заверяется продажным служителем законности.

Но вдруг выясняется, что Жеронт… не умер, а проснулся после летаргического сна. Однако от завещания никуда не деться, приходится соглашаться с его пунктами. Такова сюжетная канва. В спектакле концентрированно выражены два идейных пласта: богатство создает неприятные ситуации; ради наследства не стоит терять моральный облик.

Режиссер спектакля – Марина Карпачева, художник – Ирина Миронова. По жанру спектакль обозначен как комедия-фарс. И театр от начала до конца действия соблюдает жанровый принцип: в сюжете неоднократно возникают фарсовые мизансцены на пограничной линии между невероятной фантазией и внезапной реальностью.

Точность социальных характеристик, требуемый жанром накал страстей, калейдоскопическое чередование сцен и мизансцен, выдержанность актерских позиций, общая ансамблевость исполнения – за всем этим чувствуется напряженная режиссерская работа. Воедино сошлись пунктуальность режиссерского прочтения пьесы, остроумие сценической разработки сюжета и привлекательное решение сценического пространства. В результате получился спектакль хорошего настроения. Актеры от души озоруют и своим азартом легко заводят зрителя.

Стильная сценография Ирины Мироновой создает впечатляющее пространство как в протяженности, так и в декорном плане. Интерьер щедро снабжен разнообразной бытовой и эстетической атрибутикой – аж до мизерных мелочей. Но нет ничего лишнего – каждый элемент несет нужную идейную нагрузку. Художественное оформление отличается подчеркнутой выразительностью – в эпохальном смысле, социальном плане и психологическом аспекте. Старинные люстры, стулья, табуретки и другие предметы быта стабильно подсказывают, что события происходят не в современной Франции. И снаружи, и внутри дома присутствует колоритная орнаментальность. Декорация не меняется. Но она внутренне не статична – с каждым поворотом событий предстает в новой динамике: напряженно наводит на тяжелую мысль о том, как завершатся судьбы этого роскошного дома и его серьезно больного хозяина.

Актеры на роли подобраны профессионально – с придирчивым учетом их творческого своеобразия. Отсюда и пружинисто сжатый, без скучных натаскиваний, компактный и цельный спектакль. Просто глаз радуется.

Жеронт (заслуженный артист РФ Гусейн Казиев) еле доживает свои последние дни. Образ старика и внутренне, и внешне получился убедительным, добротным. На склоне многих лет он еще излучает мудрость и желание жить. Однако возраст дает о себе знать. Актер без психологического произвола – мягко и жалостно показывает состояние здоровья своего героя. Жеронт у него — в любые моменты привлекательный старик.

Хитра и женственна Лизетта (заслуженная артистка РД Майсарат Абдулмеджидова). Она служанка в доме Жеронта. Но справедливо не хочет оставаться в этом социальном положении – делает все возможное, чтобы устроить личную жизнь. Актриса играет лихо и красиво, ее Лизетта тонко чувствует малейшие изменения в развитии ситуации.

Через край бьет энергетика Криспена (заслуженный артист РД Абдулхалик Абдулхаликов). Его герой изворотлив – способен быстро находить нужный выход из любой ситуации. Как достоверно он перевоплощается в племянника и племянницу Жеронта! Криспен исключительно грациозен в комплиментарных манерах и трогательно пластичен в ведении основной психологической линии.

Элегантна в одежде и предельно собрана в жестах мадам Аргант (артистка Патимат Абасова). Как мать взрослой дочери она очень тактична и обаятельна. Дипломатично ищет возможность успешно выдать дочь замуж.    

Эраст (артист Нажмудин Шангереев) по сравнению с другими спокоен и выглядит солидно. Он имеет определенный материальный достаток, но не чурается легкого капитала. Потому всеми силами старается урвать от дядиного наследства приличную долю.

Скромной и притягательной слепила Изабеллу актриса Ашура Иманалиева. Она себе на уме. Мудрая невеста для состоятельного жениха.

Спектакль «Единственный наследник», думаю, — украшение репертуара театра и любого фестиваля.

Статьи из «Культура»

Горе от любви Александра Грибоедова

6
Одним из самых известных людей своего времени был...

Шагане ты моя, Шагане!

40
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шагане ты моя, Шагане» ничего не было...

Искусство творить

17
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

75
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

17
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...

Высокую культуру – каждому

30
В самом центре старой части Махачкалы расположено здание Дагестанской государственной...

Гордость консерватории

25
Большим событием в культурной жизни страны явилось 55-летие Астраханской государственной консерватории. За эти годы (она 8-я по счёту в России) ею подготовлено более...

Главней всего…

23
Ларису Долину справедливо считают одной из самых успешных джазовых певиц в стране....

Вместе к новым вершинам

23
В фойе Кумыкского театра в исполнении артиста эстрадного оркестра Даггосфилармонии...

О Дагестане и дагестанцах

17
Живопись, графика и скульптура 19 дагестанских художников разных поколений – от академика...

Своим голосом трогает души

26
Проект «Встречи в Театре поэзии» не только раскрывает для зрителей известных в городе и...

В ожидании снега

39
Новогодние праздники всё ближе, зима уже вступила в свои права. Самое время обратиться к...