Есенин и Бениславская
В 1920 году поэт Сергей Есенин познакомился с удивительной девушкой – журналисткой Галиной Бениславской. Случилось это на поэтическом вечере в Политехническом музее в Москве. Как позднее вспоминала Бениславская: «Я и моя подруга буквально с первых минут выступления Есенина влюбились в него. Он был похож на того буревестника, которых в литературе обычно показывали революционные писатели. Читал стихи самозабвенно, уверенно и так романтично, будто действительно собирался взлететь высоко в небо».
Знакомство
Друг поэта Анатолий Мариенгоф как-то спрашивает у него:
– Завтра выступление в Политехническом. Ты подготовился?
– Всегда готов. Ведь стихи для меня – это всё.
Мариенгоф улыбнулся. Он знал, что Есенин не может найти себе места, если не напишет хотя бы пару строчек за день.
Зал музея был переполнен. В первом ряду разместились две девушки, которые с трудом достали билеты. Это начинающая журналистка Галина Бениславская и ее подруга Аня Назарова. Они пришли послушать стихи Вадима Шершеневича, который был в то время очень популярен. Он оратор, трибун, острослов. Умел держать себя на сцене весьма изящно. Девушки от него в восторге. Когда Шершеневич завершил выступление, Галя сказала:
– Может, уйдем?
– Давай послушаем еще этого белобрысого, – предложила Назарова.
На подмостки взошел Есенин. Золотистые волосы слегка взлохмачены, короткая куртка нараспашку. Раздается чуть хриплый, но сильный голос поэта:
Плюйся, ветер, охапками листьев,
Я такой же, как ты хулиган…
Когда он стал читать третье стихотворение, многие в аудитории повскакивали с мест. Галина с Аней тоже вскочили и близко подошли к рампе.
Еще бы, ведь стихи поэта были душевные, искренние.
Бениславская влюбленными глазами неотрывно глядела на него. Ей казалось, что она может сойти с ума.
Когда Есенин спрыгнул со сцены, девушки подбежали к нему и попросили автограф. Теперь Галя ходила на все выступления поэта. А через некоторое время стала его другом, секретарем. Иногда Сергей называл ее даже женой.
Поездка на Кавказ
Есенин с Бениславской летом 1920 года впервые поедут отдыхать в Кисловодск. К тому времени он расстался со своей женой актрисой Зинаидой Райх. Нервы были изрядно расшатаны, хотелось ему какого-то душевного отдыха.
Жизнь с Райх была напряженной, нередко случались скандалы. Он ревновал ее ко всем, кого только видел рядом с ней. Прожили они чуть больше двух лет.
А вот Бениславскую не ревновал. Та обижалась. И даже когда в отместку ему завязала близкие отношения с сыном Троцкого, поэт остался равнодушен. А потом открыто заявил, что не любит ее как женщину. Но это будет потом…
Отдохнуть в полной мере не вышло. Получилось так, что именно в это время в Кисловодск приехала и бывшая супруга Зинаида Райх с полугодовалым сыном Константином. Однако Есенин не пожелал видеться с ней. Спустя неделю уехал в Темир-Хан-Шуру, где его ждал литератор и музыкант Арсений Авраамов. А Бениславская спешно отправилась в Москву.
Мариенгоф в своей книге «Роман без вранья» вспоминал:
«Мы с Есениным были неразлучны. Буквально четыре года нас никто не видел врозь. Одевались у одного портного, обедали в одной столовой, жили в одной квартире…»
Он же пытался советовать Есенину, с какой женщиной встречаться, а с какой нет. Этот имажинист, впрочем, тоже приложил усилия в деле развода Есенина с Райс: нашептывал другу, что не с руки русскому поэту жить с еврейкой, пусть и очень красивой.
Ревность
Галина Бениславская, как уже упоминалось, любила Есенина, а потому ревновала его к другим женщинам. А у него их было достаточно.
Можно назвать секретаршу Евгению Лифшиц, библиотекаршу Екатерину Эйгес, актрису Августу Миклашевскую, учительницу Шаганэ Тальян. Все похождения поэта Бениславская воспринимала очень тяжело.
Но это бы еще ничего. А вот когда Сергей познакомился в 1921 году с американской танцовщицей Айседорой Дункан и уехал с ней сначала в Европу, а потом в Америку, то Галя на нервной почве была вынуждена лечь в больницу.
Писатель-имажинист Матвей Ройзман вспоминал:
«Я часто видел Галину на Тверском бульваре. Она бывала с подругами и всегда спрашивала:
– Не знаете, когда вернется Сергей Александрович?
И глаза у нее бывали такие грустные, что самому хотелось плакать. Она прекрасно понимала, что Сергей живет в официальном браке с Айседорой, и видимо именно этот факт причинял девушке неимоверную боль».
Когда Есенин вместе с Айседорой вернулись летом 1923 года в Россию, то отношения у них уже разладились. В Америке поэт и танцовщица часто скандалили. Один раз он даже был доставлен в полицейский участок за то, что в состоянии опьянения ударил жену по лицу. А споры возникали из-за того, что поэт всё время громко ругал американский образ жизни и много пил водки. Когда Айседора пыталась возражать, дело доходило до скандала.
По прибытии в Москву они стали отдаляться друг от друга. Бениславская терпеливо ждала, когда Есенин сам вернется к ней. Так оно и случилось, но не сразу. Лишь в ноябре 1923 года поэт, окончательно расставшись с Дункан, ушел жить к Бениславской. Девушка постаралась создать ему уют, чтобы он чувствовал себя как дома. Отбирала его лучшие стихи и рассылала их по редакциям газет и журналов, получала иногда по доверенности гонорары и всё до копейки отдавала Сергею.
Трагедия
Отношения с Бениславской были нормальными до того времени, пока Есенин случайно не познакомился с внучкой русского классика Льва Толстого, которую звали Софья. Эта была среднего роста 25-летняя девушка. Она работала директором Дома-музея своего деда и очень гордилась этой работой.
В своем дневнике Бениславская записывает: «Увлекся Софьей только из-за громкой фамилии. Нечестно поступил. И это после того, что я для него сделала. Не замечает моей боли, моих слез, моего отчаянного положения…»
Знакомство Есенина с Толстой произошло в марте 1925 года. А летом они регистрируют свой брак и едут в Азербайджан в гости к редактору газеты «Бакинский рабочий» Петру Чагину.
И тут Галина не выдержала. Когда Есенин вернулся из Баку, она потребовала съехать с ее квартиры. И он переехал жить к Софье.
Сама Галя вновь заболела. Выявилось нервное расстройство. Она поехала лечиться в один из подмосковных санаториев.
А у поэта с новой супругой тоже не получилось счастливой жизни. В первую очередь его раздражали разложенные повсюду и увешанные по стенам портреты «великого старца» – так он называл Льва Толстого.
Писатель Юрий Либединский вспоминал:
«Я как-то зашел к нему в гости. Есенин был мрачен. На вопрос, как его дела, он угрюмо заметил:
– Плохо. Устал от бороды.
– От какой бороды?
Он стал раздраженно тыкать пальцем, указывая на портреты Толстого под стеклом, на столе, а также на стенах.
– Раз борода, два борода, три борода…
И ожесточенно бросил:
– Всё, не могу больше!
Но главное, по характеру они были разные. Есенин – простодушный, часто любил пошутить и посмеяться. А Толстая – чопорная, высокомерная, чрезмерно щепетильная в мелочах. Поэтому неудивительно, что долгой совместной жизни у них не получилось. В ноябре Сергей окончательно порывает отношения с Софьей, а в декабре уезжает в Ленинград.
Спустя три дня его безжизненное тело было обнаружено в пятом номере гостиницы «Англетер».
Думаю, если не расстались бы Есенин и Бениславская, то, может, еще долго жили вместе. Ведь она как могла, ухаживала за поэтом. Оберегала его от ненужных встреч и потрясений. В итоге их расставание для них обоих обернулось большой трагедией.
Спустя год она пришла на могилу Есенина, положила рядом записку, где было большими неровными буквами написано: «В этой могиле для меня всё самое дорогое».
Потом выкурила пачку английских папирос, после этого вынула из кармана пальто старый револьвер системы «Бульдог» и выстрелила себе в грудь. Пистолет дал осечку. И так пять раз. Выстрелы услышал сторож. Она еще была жива, но, к сожалению, по дороге в больницу молодая женщина скончалась. Ей было всего 29 лет.
Похоронили Галину рядом с могилой Есенина. Так завершились вспыхнувшие когда-то сильные отношения русского поэта и обрусевшей француженки.