Мне хочется поведать о его пребывании в 1923 году в Буйнакске.
Дело в том, что после возвращения Есенина и известной американской танцовщицы Айседоры Дункан из-за границы в Москву их отношения несколько охладели.
Коллеге Анатолию Мариенгофу он говорил: «Пристаёт, липнет как патока. Устал я от неё…»
Спустя месяц после приезда в Москву Есенин сказал Дункан, что желает с ней расстаться, потому что познакомился с другой женщиной. И это было правдой. Жена Анатолия Мариенгофа Анна Никритина познакомила его с красивой актрисой Камерного театра Августой Миклашевской.
«Есенин стал ухаживать за мной, писал и посвящал мне свои гениальные стихи. Наши встречи проходили в разных уголках Москвы. Однажды он ждал меня у кафе «Стойло Пегаса», чтобы подарить мне новые стихи, опубликованные в журнале «Красная новь». Помню, был холодный день. Поэт стоял у входа в кафе в темном длинном пальто и в модных ботинках. Шею окутывал широкий красный шарф, похожий на вспыхнувшее пламя. В руках он держал нежные, еще не до конца распустившиеся розы и журнал со стихами. Несмотря на то, что я опоздала на целых сорок минут – не смогла прийти вовремя из-за того, что была на репетиции, всё равно Сережа был рад, что я пришла. Он ничуть не роптал, а вручил мне изумительные стихи и журнал, тихо, почти шепотом сказал: «Там стихи о тебе». Цикл открывался стихотворением «Заметался пожар голубой». Мы вошли в кафе. Сели за столик. Тут же нас окружили знакомые поэты, актеры и художники», – вспоминала позже Миклашевская.
Однако Айседора не торопилась разрывать свои отношения с поэтом.
В начале октября 1923 г. он уехал
в Петроград вместе с писателем Всеволодом Ивановым к своему товарищу Александру Сахарову по поводу издания поэмы «Страна негодяев», а Дункан – с гастрольным туром в Крым. Но взяла у Есенина слово, что он обязательно потом приедет к ней. Вернувшись через две недели из Петрограда, поэт не поехал в Крым. Спустя время получил телеграмму следующего содержания: «Почему не приезжаешь? Жду тебя. Дай, пожалуйста, ответ».
Он был растерян. Стал советоваться с Всеволодом Ивановым. И вместе придумали короткий ответ: «Ялта, гостиница «Россия». Айседоре Дункан. Я люблю другую, женат и счастлив».
Но после приезда из Крыма в Москву Айседора всё равно стала искать встречи с Есениным. По воспоминаниям знакомой журналистки поэта Галины Бениславской, он был буквально в панике. И тут получил сообщение от музыканта и писателя Арсения Авраамова, который приглашал его приехать в Буйнакск.
Поэт тут же отбыл из Москвы. Арсений встретил его с распростертыми объятиями. А через два дня прибежал домой с взволнованным видом:
– Представляешь, встретил журналиста Илью Шнейдера, и он сообщил, что Айседора тут.
– Где тут? – спросил с растерянным видом Есенин. Ему не хотелось в это верить.
Арсений грустно обронил:
– Шнейдер признался, что это он привез ее сюда…
– Не может быть!
– Это так.
Шнейдер потом виновато глядел на Сергея Александровича.
– Она не оставляла меня в покое, – оправдывался он.
– Откуда ты узнал, что я здесь?
Шнейдер усмехнулся:
– Поэт Казин сказал. Ты ведь делился с ним?
Есенин нехотя кивнул:
– Да.
Помолчав некоторое время, спросил:
– А где Дункан?
– В гостинице.
– Скажи ей, что я окончательно порываю отношения с ней. Я отправлял телеграмму. Она всё прекрасно знает.
– Может, сам встретишься с ней?
– Нет, не хочу. У нас теперь разные дороги.
–Так что мне делать? – развел руками Илья Шнейдер.
Есенин угрюмо взглянул на него:
– Передай ей мои слова. И всё.
В 1924 году Айседора Дункан навсегда уехала из СССР. Узнав о смерти Есенина, долго не могла в это поверить. Ее приемная дочка Ирма вспоминала, что она целую неделю только и повторяла: «Этого не может быть… Этого не может быть…». Ничего не ела, только пила воду.
В своих мемуарах Айседора признавалась, что рядом с поэтом она чувствовала себя счастливой.
(Подготовлено по материалам из открытых источников)
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




20