— Почему именно саксофон так сильно воздействует на людей?
— Секрет очень простой. Из духовых инструментов саксофон самый приближенный к человеческому голосу. На нем можно разговаривать, интонировать. Может, именно это нравится людям и делает этот инструмент таким популярным в мире. Саксофон звучит ненавязчиво, мягко, вкрадчиво. Он легко может задать настроение, атмосферу в кафе или на мероприятии.
— Со стороны кажется, что вы не прикладываете особых усилий.
— На самом деле играть на саксофоне — тяжелый труд. Попробуйте шарик надуть два-три раза, у вас голова закружится. В плане энергетических затрат духовики сродни спортсменам – организм быстро изнашивается. В процессе обучения, конечно, привыкаешь к таким нагрузкам, но все равно работа нелегкая. Не зря государство отправляет духовиков на пенсию в 45 лет.
— А это правда, что саксофонисты дышат как-то иначе?
— Да, во время обучения идет постановка специального дыхания – воздух набирается в брюшную полость, а не в легкие. Это, кстати и для здоровья очень полезно.
— Расскажите о вашем инструменте. Много хлопот с ним?
— Саксофон японской фирмы «Ямаха». Инструмент хороший, три ему года. Среди музыкантов эта модель считается работягой: сделана настолько качественно, что не доставляет хозяину хлопот. Играет в любом состоянии. Но вообще для окраски звука важен не столько сам саксофон, сколько мундштук. Его я ездил выбирать в Москву, перепробовал около десяти разных, прежде чем звук понравился. Подобрал в цвет саксофона — золотистый. Играть на нем – одно удовольствие.
— Когда говорят о дагестанских саксофонистах, невольно вспоминаешь вас. Складывается ощущение, что вы единственный в Дагестане. Это так?
— Нет, я единственный профессиональный саксофонист. Есть и другие, но они закончили училища, и то как кларнетисты. Затем освоили саксофон как родственный инструмент и работают на нем на концертах. Хотелось бы, конечно, чтобы была здоровая конкуренция.
— У Спивакова гастрольный график расписан на два года вперед, а у вас?
— У меня такого графика нет. Даже если приглашают на свадьбы, дни рождения, то это не так часто, как может показаться, максимум 5-6 раз в месяц. Я работаю в Ансамбле песни и пляски Пограничного управления ФСБ России по Дагестану, а именно в военно-духовом оркестре. Но бывает, что Министерство культуры республики приглашает выступить на приемах Главы республики, на концертах с эстрадно-джазовым оркестром. Не так давно играл на праздничном банкете по случаю юбилея в Дербенте.
— Как люди узнают о вас?
— По цыганской почте. Я сам себя не рекламирую, даже визиток нет. Бывает, что из других городов республики узнают обо мне и приглашают поиграть на дне рождения. Люди сейчас немного устали от «лезгинок», хотят просто приятной, спокойной музыки.
— Слышал, что вы готовите первый сольный концерт. Каким он будет?
— Меня уже лет пять спрашивают о сольнике, а я все обещаю. И вот в этом году появилось окно между концертами. Да и мне самому хотелось подвести некоторый итог работы в оркестре. Когда приезжали Дебора Дэвис, Диан Противи, Джейми Дэвис и разные коллективы, меня приглашали на их концертах выступить соло. И таких номеров накопилось достаточно, чтобы сделать собственный сольник. Планируем провести его в начале ноября. Будет инструментальная музыка – джаз, баллады, свинг, джаз-рок, фанк, блюз. На сцене со мной будут играть эстрадно-симфонический оркестр и квинтет, в который я вхожу.
— Как пришла идея собрать группу?
— Мы давно планировали создать в Махачкале альтернативу обычной ресторанной музыке – эстраде, шансону, сделать джазовое направление. Так появился квинтет «Вейнерский сад». Группа инструментальная — рояль, барабаны, бас-гитара, труба, саксофон. Наш джаз-бэнд существует уже около года. Играем традиционный джаз, кул-джаз, хот-джаз, свинг, баллады. Заумного авангарда у нас нет, исполняем то, что на слуху у более-менее продвинутых слушателей — «Опавшие листья», например.
— Играть в группе приятнее, чем одному или в оркестре?
— Не только приятнее. При живой игре в коллективе происходит профессиональный рост музыканта. Ты становишься более дисциплинированным, развивается фантазия в плане импровизации. Если в оркестре можно огрехи спрятать, что-то недоиграть, тут нас пять человек, и каждый должен выдать свой уровень на 100%, иначе музыки не будет. Прятаться не за кого. Люди видят, чего ты на самом деле стоишь как музыкант.
— На концертах гастролирующих звезд джаза зрители особенно ждут ваше соло и виртуозную импровизацию. Где вы этому научились?
— Дилеммы, чем заниматься в жизни, у меня не было. Я начал играть с 8-9 лет, когда меня отдали в ансамбль «Джигитенок» в Каспийске. Руководитель дал мне маленькую блок-флейту: «На, — сказал, — дуди». Когда заметил, что получается, отдал в музыкальную школу. Вкус к джазу мне привили еще в Каспийске. А импровизацией я начал заниматься, когда уехал учиться в Ростов в консерваторию. До этого на саксофоне вообще не играл.
— С кем бы хотели сыграть на одной сцене?
— Мне в этом смысле повезло. Когда я работал во Владикавказе в казино, крупнейшем на Северном Кавказе, туда приезжали мировые звезды — Пенкин, Лепс, группы «Ten sharp», «Boney M». Один раз даже посчастливилось играть джем-сешн с «А-Студио». Когда ты играешь с сильным музыкантом, начинаешь к нему подтягиваться, мобилизуешь все силы, чтобы не отстать.
— Есть разница – играть на концерте или когда ваше выступление звучит фоном в ресторане?
— Конечно. Отличие и в психологическом плане, и в подаче звука. Но для музыканта играть в любом случае полезно, будь то концертная площадка, ресторан или пляж. Ты держишь форму, которую набрал за годы обучения.
— У вас как у успешного музыканта интересно спросить: каких принципов придерживаетесь в жизни и в работе?
— Чем человек профессиональнее, чем интеллектуально развитее, тем он должен быть проще в жизни, в отношениях с людьми. С каждым годом понимаю это все больше. Если есть в человеке что-то наносное, то это сразу видно в общении – в снобизме, в посторонних фразах. И я никогда не вступаю в споры – бессмысленно доказывать человеку то, чего он не понимает сам. Доказываю я тем, что каждодневно профессионально стараюсь выполнять свою работу. Это трудно, батарейка иногда садится, а музыканту нужна подзарядка, чтобы выдать эмоцию.
— Что вдохновляет в таких случаях?
— Во-первых, любимая работа. Я устаю, да, но получаю удовлетворение от того, что моя игра нравится людям. И это вдохновляет меня на следующее выступление. А вообще, чтобы отдохнуть, у меня, как у любого человека, есть хобби. Я очень увлекаюсь рыбной ловлей. И как только выдается выходной – удочки в машину и на берег моря. Посидишь полдня, и любая усталость выветривается из тебя. А если клев стоит, так еще и рыбы наловишь.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




39