Купить PDF-версию
21:00 | 26 июня, Ср
Махачкала
X
12:39 07.10.2010

Этот проницательный Путерброт

Этой осенью известному дагестанскому художнику, сценографу, критику и культурологу Эдуарду Путерброту (1940-1993) исполнилось бы 70 лет. Юбилей - прекрасная возможность еще больше узнать и понять художника, человека, личность.

Художник Эдуард Моисеевич Путерброт был остроумным и добрым человеком, эрудированным, талантливым художником. Детская художественная школа, а затем и студия Махачкалы заложили в нем основы и любовь к искусству, а математический склад ума и образование лишь структурировали его художественное, творческое сознание. Несмотря на физико-математическое образование и ведение предмета «Начертательная геометрия» в ДХУ им. Джемала, перерыва в творчестве не было. Молодой преподаватель обрел в училище прекрасных наставников и единомышленников, с которыми он делал свои первые работы. С ними — преподавателями и художниками Ильей Большаковым и Георгием Тушишвили, он вошел в дагестанское искусство, органично и заслуженно став со временем лидером.

Эдуард Путерброт параллельно работал в театрах республики, участвовал в многочисленных выставках, много созидал, занимался исследовательской, литературной и общественной деятельностью.

Трудно переоценить роль известного художника Эдуарда Путерброта для всего искусства и культуры Дагестана, его зримое присутствие и участие во всех художественных процессах, происходивших практически с начала 1980-х годов, происходящих сейчас, и того, что будет происходить завтра. Ибо память о нем, магия и правдивость его творчества, его слов, его поступков и действий на благо всех и каждого — неиссякаемый источник творческого вдохновения. Прикосновение к нему — это возможность прозреть, возможность понять через искусство, философию, традиции свою родину, ее культуру и ментальность. Именно поэтому четыре выставочные площадки в Махачкале и Каспийске — Дагестанский музей изобразительных искусств, галерея современного искусства. «Первая галерея», музей истории Махачкалы и галерея «Вагидат» — организовали выставку произведений кисти Э.Путерброта. Они как неформальные ориентиры — не просто точно отражают тему или замысел выставки, а четко проставляют акценты, углубляют ее содержание.

При этом на фоне значимости и безусловности влияния его на все художественные процессы, тенденции и творческие судьбы последние 30-40 лет, произведений самого Э.Путерброда в Дагестане совсем немного. Дагестанский музей изобразительных искусств в период 1980-х годов приобретал с подачи художника его самые достойные, неоднократно выставлявшиеся на российских выставках произведения. Таким образом, в музее сформировалась прекрасная коллекция из десяти произведений, датируемых 1971-1992 гг., практически все произведения непрестанно задействованы в различных музейных выставках, а некоторые из них находятся в постоянной экспозиции.

Трудно переоценить роль известного художника Эдуарда Путерброта для всего искусства и культуры Дагестана, его зримое присутствие и участие во всех художественных процессах, происходивших практически с начала 1980-х годов, происходящих сейчас, и того, что будет происходить завтра

Конечно, это непростительно мало. Но тогда казалось, что все еще впереди. Практически все эти произведения были созданы до 1990-х годов и отражали так называемый фигуративный «народно-иносказательный» период художника. Конец 1980-х — начало 1990-х годов стали для художника переломными, после долгих исканий он встал на путь вековых семантических традиций, открытых им вновь и переформированных в новом современном изложении. Художник перешел в плоскость нефигуративного, знакового, абстрактного искусства. И готовил свою первую серьезную персональную выставку в Дагестане. В Махачкале. И видел ее только в музее. Это было новое искусство — интересное, взрывное, неожиданное, неизвестное… Он и назвал ее в период подготовки выставки «Неизвестный Путерброт», имея в виду, что такого Путерброта еще никто не знает. И если бы она состоялась, то не прервалась бы цепочка эволюции творчества не только художника, но и многих процессов, задуманных и начатых им на благо всего искусства Дагестана.

Выставка не состоялась. Страшная трагедия оборвала жизнь художника буквально накануне, в ноябре 1993 года. Грозящая стать сенсацией выставка стала точкой отсчета в сложном и долгом процессе Возрождения и возвращения его посланий, его наследия всем нам, но уже без художника.

Все, что осталось, — рисунки, картины, театральные эскизы, строки писем и дневников, — семья художника перевезла в Москву. Весь его архив и всё им созданное. Наследие лишь переместилось в пространстве, но магическая корневая связь с родиной осталась неразрывной. Тем более это зримо сейчас, когда семья Эдуарда Моисеевича привезла более 70 его работ и помогла в организации его выставок.  

На вернисаже «Эдуард Путерброт. Выставка памяти художника» перед нами вновь «Старый город», «Музыка в сакле Карт-Энем», «Махачкала. Угол», «Сельский концерт», «Горянка», «Старый город», «Натюрморт с фотографией», «Синий натюрморт» и, конечно, картина-знак — «Состояние взаимного понимания». Все эти произведения хорошо известны специалистам, ценителям и любителям искусства, но каждый раз мы смотрим на них по-другому, открывая их для себя вновь. Это классика, а время лишь усиливает ее значение и глубину.

Юбилейная экспозиция дополнена произведениями, которые любезно предоставили нам их владельцы. Своеобразие данной выставки заключается в том, что эти произведения впервые встретятся со зрителем, выйдя на свет из частных собраний. Музей намеренно не дублирует свой предыдущий проект, куда вошло более 20 произведений из новых частных собраний (друзья, художники, учреждения культуры), а, руководствуясь желанием исследовать и пропагандировать наследие Путерброта, отыскали новые, не выставлявшиеся ранее произведения, находящиеся в Дагестане. Так музей формирует свой «внутренний фонд» Путерброта. Каждое нововведение усиливает как эффект экспозиции, так и более углубленно и масштабно позволит нам говорить о художнике и его творчестве, а значит, о традициях и современности изобразительного искусства Дагестана в целом с новыми поколениями зрителей. Это своеобразная компенсация утраченной преемственности творчества Э. Путерброта. 
Особое отношение к творчеству Путерброта связано не только с его талантом художника. Он был прекрасный знаток искусства, любил и знал музей, от всей души помогал и откликался на различные просьбы — консультации, советы, идеи, знания Э. Путерброта всегда были ценны и востребованы в музейной работе. Это был подлинный музейный волонтер, как впрочем и всего нашего искусства, — литературы, театра, науки, художников. В 1970 — 80-е годы им написаны прекрасные исследовательские статьи о первых дагестанских художниках, о музейных экспозициях, о творчестве художников-современников («Разнообразие творческих начинаний (Дагестанское изобразительное искусство 20-х — начало 30-х годов)», «Лансере и Дагестан», «Черная сенсация с черными кругами на белом фоне», «Выставка художников Кавказа», «Сценография зоны» и др.). Теперь его статьи и статьи о его творчестве скомпонованы в сборник, организованный «Первой галереей». Это издание имеет несомненный интерес для дагестанского искусствознания и культуры в целом. Хочется надеяться, что поставленные Э.Путербротом в своих статьях вопросы и задачи будут подхвачены новым поколением интеллектуалов и патриотов.

Сегодня экспозиция четырех выставок произведений Э.Путерброта — это своеобразный памятник художнику, памятник беззаветному служению искусству. Этот факт имеет колоссальное значение как для музеев, так и для дагестанских художников и всего творческого сообщества республики.  

Дагестанский музей изобразительных искусств им. Гамзатовой (совместно с СХ РД) представил все работы художника из своих фондов (десять произведений фигуративного периода «раннего» Путерброта); Музей истории города создал своеобразную параллель между Мастером и современными дагестанскими авторами, которых объединяет последовательность в выбранной творческой позиции. Художественная галерея современного искусства «Первая галерея» сделала совместно с семьей художника большую ретроспективную экспозицию — более 70 произведений периода 1972 — 1993 гг., которые впервые увидел зритель. Ни одна из экспозиций не повторяет, а напротив, дополняет друг друга, в результате чего состоялась масштабная ретроспектива Эдуарда Путерброта. Впервые. Это стало подлинным Возрождением творчества художника.
 

Статьи из «Культура»

Влюблённая в Дагестан

5
После того, как в 1958 году по телевидению показали фильм «Тихий Дон», Элина Быстрицкая стала...

Звучат фанфары

3
На летней эстраде Дагестанской филармонии состоялся концерт Регионального фестиваля...

Всё наше искусство

10
В Махачкале на площадке Русского драматического театра им. М. Горького на прошлой неделе...

Творчество против наркомании

9
«О молодость века! Что будет с тобой?!» – этими словами Расула Гамзатова Театр поэзии назвал...

В гостях у прошлого

41
Если бы меня спросили, что такое музей, я бы сказала, что это место, где можно встретиться с...

Награда – показатель успеха

10
В год юбилея Расула Гамзатова в большом количестве вышли в свет новые книги жемчужины...

Простой и сложный мир

18
Если поинтересоваться у мэтра дагестанской изобразительной школы Араслангерея Акавова (на...

Дети знают, как сохранить родной язык

28
Настоящим детским праздником творчества, культуры и...

В традициях русской вокальной школы

19
Замечательной традицией Международного музыкального...

Большой в гостях у Русского

44
Махачкала в последние годы принимает у себя очень разные и зачастую известные всей стране...

Сын Иверии, выросший в Дагестане

24
Народный артист Дагестана и замечательный поэт Владимир...

Почти как дома

49
Немодно, скучно, аж спать хочется. Пустая трата времени… Подобным образом рассуждают о роли...