X
09:34 14.02.2025

«Филигранные истории» Асият Кабукаевой

Сюр творчества Асият Кабукаевой неотделим от реального мира, в котором происходит смешение стилей, сохраняющих эффект неожиданности, представляя на суд зрителя вереницу загадок, философию головоломок, будящих воображение. Для неё многое видится в том кубачинском парадоксе, в котором смешались персидские миниатюры с византийским орнаментом. А образы животных и птиц органично встроились в средневековую культуру кубачинцев, каждый из которых рождается на таинственной земле с заложенным в него ключом особого мастерства.

Параллельные миры

В необыкновенных сюжетах художницы органика фантасмагорического мира и реальных образов действительна, не вызывая вопросов, а скорее обретая желание постичь неведомое, проникнуть в тайны космических символов. В представлении Асият планета – заколдованная формула жизни на земле. И здесь каждый может увидеть то, что хранит земля как в сундуке с бесценными сокровищами.

Фантастическая рыба внутри невиданной птицы трансформируется в воображаемое послание людям, которым недосуг уразуметь, что знаки, подаваемые сверху, – предупреждение о возможных совершаемых роковых ошибках, желание сохранить планету для мира без войн. А цветная сказка под дубом словно пуповина, обвивающая человечество в гармонии, укрепляя в мысли, что это общий дом людей. Мифологические животные, воплощенные в таинственной птице-женщине Сирин, словно уравновешивают добро и зло, как печаль и радость. И если сама Сирин считалась вестницей бедствий, то ее изображения имели противоположный смысл в виде священного оберега для женщин. Но мифологическая птица могла быть и прародительницей древнегреческих сирен, пение которых приводило к гибели кораблей в море. А зороастрийская волшебная птица Симург в ее изображении – посредник между верхним духовным и нижним земным, зримым миром, она несет в себе функции пророка, божественного вестника. В этом случае маг древнейших религий, способный общаться с богами, сопоставим со священной вещей птицей.

Художник уверена, что, познав назначение древних символов, земляне смогут осуществить несбыточную мечту о вечной гармонии мира. И находит равновесие в сложном мятежном времени, в которое словно бес вселился, ту единственно верную формулу всеобщего умиротворения. Огненная саламандра, выписанная в агрессивном черно-желтом принте, в её представлении это легенда об огне­упорной амфибии, имя которой в переводе с персидского означает «внутренний огонь». Он, этот огонь, не всепожирающий, а способный справиться со злом, не вызывая войн, жестоких споров. Кажется, замысел художницы в осознании роли человека, его предназначенности в той красоте, что спасет мир.

Исповедь в линиях

Персональная выставка «Филигранные истории» в историческом парке «Россия – моя история» под эгидой Первой галереи современного искусства собрала любителей живописи, которым интересны графика, акварель, изображающие на тончайшем уровне воображаемый мир. Посетители увидели то, что невидимо обычному глазу, поэтому выставка вызвала живой интерес. О необычайном свойстве автора, личности размышляющей, поведали искусствовед, руководитель Первой галереи Джамиля Дагирова, декан худграфа ДГПУ Хабибурахман Омаров, для которого каждый выпускник (а Асият Кабукаева его выпускница) – это кропотливая работа, позволяющая производить штучных мастеров.

Художник признается, что изначально родители поддерживали её стремление к творчеству. Отец ее не ювелир, но в детстве окончил художественную школу, увлекался резьбой по дереву. Мама по профессии инженер-технолог, училась с отцом на одном курсе.

– Они мыслили в унисон, – рассказывает Асият. – Вот так с подачи родителей я поступила в Дагестанское художественное училище на отделение обработки металла в технике филигрань, поскольку как истинную кубачинку меня тянуло работать с благородным серебром. Учебу в училище считаю основной базой в художественном образовании. Здесь меня обучали не только технике ремесла, но и тому исследовательскому куражу, который превращает мастера в профессионала. Папы уже нет, но мама и сегодня остается для меня надежной опорой, поддерживает в моем стремлении состояться как творческая личность.

Учебу на худграфе ДГПУ художник рассматривает как продолжение профильного образования. В вузе она по-настоящему заинтересовалась акварелью, графикой, возможностью так же, как и в детализации «тонкой работы» с металлом, достичь уверенного результата в «филиграни» на бумаге.

У художницы целая серия работ «Сказочные миры». А черно-белая графика появилась чуть позже, после выставки, где она принимала участие в технике дудлинг (в переводе означает «каракули»), что предполагает создание композиций из геометрических фигур или беспорядочно переплетенных между собой прямых и изогнутых линий, растительных элементов.

– Дудлинг помогает выразить творческие способности, глубокие эмоции с помощью языка цвета, линий, тона, – замечает художник. – Это и способ улучшить память, снять стресс, поднять настроение и дать толчок развитию творческих способностей. Здесь не существует правил, а узоры могут быть как абстрактными, так и сюжетными. Тогда же я увлеклась различными мифологическими животными и начала изображать их в этой технике. Многие мотивы композиций взяты из культуры села Кубачи. И я воспринимаю свое творчество как исповедь в линиях.

Педагог по состоянию души

В её изобразительной коллекции есть и проекты, в которых она участвовала благодаря клубу «Учитель года». Это «ЭКОТРОПиЯ», направленный на сохранение краснокнижных видов растений и животных озера Горенжо, что в Казбековском районе. Так, в районном центре был создан образовательный маршрут по этому озеру и прилегающей к нему территории, по которому проходил комплекс внеурочных учебно-методических занятий – уроки химии, биологии, экологии, английского языка. Художнику удалось сделать визуализацию настольной тематической игры этого проекта.

Благодаря клубу «Учитель года» Асият участвовала и в конкурсе «Азбука символов», результатом чего явилось первое место в конкурсе, в котором участвовали 22 российских региона. Асият несколько раз участвовала в творческих проектах «Куклоград», в проектах куратора выставки Галереи современного искусства Джамили Дагировой. Она участник и дипломант более пятнадцати республиканских, всероссийских выставок.

Но художник в большей степени считает себя педагогом. Пятнадцать лет она преподает в гимназии № 13, пятый год в онлайн-школе «Дом знаний» и третий год курирует курсы повышения квалификации в ДИРО для учителей ИЗО. Трижды принимала участие в конкурсе «Учитель года». В 2022 году стала призером республиканского этапа. И рассматривает участие в престижном конкурсе как возможность профессионального роста, а главное, как возможность посмотреть на свою профессию со стороны. И замечает, что многие из ее учеников поступили в вузы, связанные с миром искусства: архитектура, дизайн.

– Моя цель, – говорит Асият Кабукаева, – расширить представление своих учеников о мире искусства. Я делаю упор на истории искусства, рассказываю о направлениях, стилях, об известных художниках, истории жизни и творчестве великих художников, людях, сопричастных к искусству. Это непросто в силу сложившегося мировоззрения подрастающего поколения, родителей. Но есть и те, кто понимает, что это необходимо для всестороннего развития детей, и искусство тесно связано с тем, что происходит в мире на протяжении всех этапов существования человечества.

Художник, педагог, график, она уверена в том, что душа обязана трудиться. И кто бы в этом сомневался!

Тэги:
художник,

Похожие

Визуальные тренды Магомеда Моллакаева

54
Дизайнера, графика, художника-постановщика...

В ожидании снега

43
Новогодние праздники всё ближе, зима уже вступила в свои права. Самое время обратиться к...

Послевкусие эпох

36
Школу дагестанского изобразительного искусства можно считать одной из сильнейших на...

Исследователь души и вдохновитель сердец

427
Героями картин известного дагестанского...

Одушевлённые сердцем

193
В мистической реальности персонажи мастера хоть и существуют в параллельном пространстве,...

Семейные ценности через искусство

130
Справедливо замечено, что именно в детстве...

…Без тебя бедна я

297
Ее Дагестан особенный, не похожий ни на чей другой. Это вселенная, это гора-образ, где многое...

Возрождённый мир

74
Замысловатые линии, образуя канву сюжетных образов, словно послание из прошлого,...

Законы живописи

49
Художник при должности – это не художник: слишком много административной работы, считает...

Статьи из «Культура»

Петр I и Дагестан

0
Одной из актуальных задач исторической науки является освещение взаимоотношений народов...

Как Миронов перепутал Баку с Дербентом

138
Многие считали Андрея Миронова (на снимке) баловнем...

Вода – это жизнь

12
Водные ресурсы являются одним из ценнейших полезных ископаемых, данных природой для жизни...

Чтобы нить времён не прерывалась

32
В каждом селе Дагестана есть свой способ вышивания, свой...

Художник города

36
Недавно в городе произошло событие, на первый взгляд не громкое, но очень важное для...

Тайна чести и таланта

8
Смена эпох, поколений, общественно-политических формаций… Всё течёт, всё меняется! Неужели...

Театр – это навсегда

30
Перед самым Новым годом в Театре поэзии произошло событие – премьера спектакля «Осень....

Одежда для мечты

96
Все-таки девочки такие девочки! Сколько бы лет нам ни было, увидев красивую куколку, мы...

Ловить момент – это искусство

26
Наверняка вы обращали внимание, что на официальных сайтах и аккаунтах в соцсетях различных...

Жизнь, прерванная на взлёте

50
Пятьдесят лет назад трагически оборвалась жизнь известной дагестанской певицы Марьям...