Фильм, заставляющий думать
Историческая драма «Аманат», в основу которой легла биография «великого заложника», сына имама Шамиля Джамалутдина, вышла в широкий прокат в мае этого года. «Дагестанская правда» на своих ресурсах подробно освещала звездную презентацию картины в московском кинотеатре «Октябрь». А на днях телеканал «Кинопремьера» впервые показал полнометражку на российском ТВ.
И тогда, и сейчас разного рода эксперты рассуждают по поводу ее исторической подлинности, хотя любой здравомыслящий человек понимает, что тут мы имеем дело не с документальным кино. При создании же художественного образа неизменно применяется вымысел, причем мера вымысла может быть различна. Да и непосредственно во время просмотра с первых минут просто нельзя не заметить титр/поясняющую надпись: «фильм основан на реальных событиях, но некоторые факты, имена и персонажи изменены в художественных целях».
Ну да ладно, речь сейчас не об этом. Мне хотелось бы поделиться личными впечатлениями от увиденного. Удалось ли режиссеру передать в полной мере дух той эпохи, насколько удачно подобран актерский состав – в данном случае всё это второстепенно. Важны в первую очередь зрительские эмоции.
«Аманат», прямо скажем, не вершина отечественного кинематографа, при этом фильм, что называется, цепляет, волнует сердце, заставляет задуматься. Задуматься о вещах, деталях на первый взгляд незначительных, но на деле очень важных.
Человек иногда становится заложником своего долга, и ради общего дела нередко приходится жертвовать собой. Наверное, не случайно лейтмотивом всей драмы являются слова Джамалутдина: «Есть вещи важнее счастья». Эти слова произносятся им при встрече с возлюбленной. Затем следует разлука – наследник мятежного имама уезжает домой, давая понять, что общие интересы для него выше личных.
«Я аварец, мусульманин и русский офицер. Поэтому всегда держу слово», – говорит герой.
Вместе с тем ему не чуждо ничто человеческое.
«Лиза, я люблю вас. Люблю так, как никогда не любил. Я не умею говорить красиво. Знаю только, что с некоторых пор моё сердце стало таким большим, что не умещается в груди. И это всякий раз, когда я думаю о вас», – обращается он к любимой девушке.
Еще запомнился эпизод, в котором корнет Джамалутдин поэтически тонко передаёт красоту родного края:
«Иногда мне снится, что я летаю над горами. Вижу, как мальчишки гоняют отары овец, женщины носят из ручья воду в кувшинах. Как плывут по склонам в тени облаков и вьются ленточками дороги, уходя в бесконечность. Но просыпаясь, не могу понять, воспоминания это или мой вымысел».
Кинолента вообще очаровывает величественными видами природы и архитектуры. Декорации живые, воссоздающие атмосферу и быт горской жизни. Алексей Оленин (брат Лизы) незадолго до смерти в письме Джамалутдину пишет:
«Дорогой мой брат Джамаль! Я искренне рад, что Лиза расторгла свою помолвку с Мамоновым. Служа здесь, на Кавказе, я вижу его тёмные делишки и вскоре непременно предам всему огласку… Но это пустяки. Главное – красота твоих мест. Теперь я понимаю, откуда у горца природный дух свободы. Он рождён в этих скалах, в этих бескрайних просторах гор и облаков».
Джамалутдин служит символом примирения России и Кавказа: не забывает свои корни и в то же время любит Петербург, вспоминает своих друзей по кадетскому корпусу.
«Государь, отпустите меня на Кавказ, я хочу остановить эту войну. С обеих сторон там гибнут мои братья», – обращается он к императору.
На что тот отвечает:
«Ты собираешься сделать то, что не смог сделать даже я. Ступайте, идите с богом. Теперь вам решать».
Главный герой не хочет продолжения кровопролития и войны, он взывает к миру, пытается найти гармонию, баланс. На это, кстати, в эфире радио «КП» указали и продюсеры ленты Шамиль Джафаров и Вадим Горяинов.
«Как пришла идея снять фильм про этого человека? – переспросил Джафаров. – Она давно меня тревожила, и я ее вынашивал. Мне кажется, что история Джамалутдина весьма современна. И в наш век много молодежи с Кавказа, из других регионов приезжают в большие города, пытаются себя найти, каким-то образом интегрироваться. И эта история отчасти автобиографична. Потому что я дагестанец, который родился и вырос в Москве. Конечно же, уровень вызовов в тот период и сегодня несоизмерим, поскольку тогда шла война. Путь нашего героя был гораздо более болезненным. И события, которые с ним происходили, достаточно драматичные. Тем не менее это хороший пример того, как человек может жить в гармонии с окружающим миром несмотря ни на что. Реализация этого проекта помогла мне понять какие-то вещи внутри себя и, надеюсь, поможет людям, которые посмотрят картину. Я вижу, что проект цепляет людей разных национальностей, разных убеждений. И поэтому считаю, что он современен и актуален».
Трудно не согласиться с такой оценкой. Как и с мнением, что снимать историческое кино – дело сложное, ответственное и подчас неблагодарное.