Философия Юрия Августовича
В Дагестанском музее изобразительных искусств открылась выставка известного художника Юрия Августовича – представителя известной династии художников Августовичи – Конопацкие – Колесниковы – Мурзабековы. Не случайно вернисаж открылся на фоне картины, где изображена семья Августовичей – Конопацких.
Юрий Алексеевич – современный дагестанский художник, чей профессионализм реализовался в таких жанрах, как живопись, графика, театрально-декоративное искусство. Творения мастера не нуждаются в расшифровке, их нужно воспринимать эмоционально. «Картина не может родиться без эмоций, потому что одними мозгами нельзя ее создать, она должна сложиться так, чтобы была интересна автору и зрителю», – поделился автор своими впечатлениями еще до начала вернисажа.
Личность Юрия Августовича многогранна. Он член Союза художников России, живописец, график, театральный художник, литератор, теоретик изобразительного искусства, куратор многих культурных акций. Художник родился в 1951 году в с. Ягодное (Магаданская обл.). В 1955 г. приехал с родителями в Махачкалу. Позже окончил ДХУ им. Джемала. Произведения его хранятся во многих российских музеях и галереях, а также в корпоративных и частных собраниях России, Германии, Швеции, Франции.
Директор музея Салихат Гамзатова, открывая выставку, отметила, что у зрителей есть уникальная возможность увидеть работы автора, которые в скором времени покинут Махачкалу.
– Здесь представлены работы классического периода, выполненные в 70-80-е годы, а также философского содержания, на которых мысли выражены более свободно. Юбилейная выставка автора состоит из серии графических работ, – рассказала Гамзатова. – Справедливости ради, на живописной выставке представлены 5 работ из собрания музея и 5 работ из частной коллекции художника.
– Юрий Августович, несомненно, внес в историю дагестанского изобразительного искусства свой вклад. Он художник, обладающий авторским стилем, представляющий республику на всероссийских, всесоюзных, международных художественных выставках, – отметил куратор музейных учреждений РД от Министерства культуры РД Самед Агамагомедов.
Он выразил надежду, что, несмотря на переезд, связь Юрия Августовича с родным Дагестаном не потеряется, а республика останется для него источником вдохновения и выразительных возможностей. Его творчество снискало всеобщую любовь и признание ценителей изобразительного искусства и профессионального сообщества республики, стало примером для молодого поколения дагестанских художников.
По словам заместителя директора по научной работе музея «Дагестанский аул», заслуженного работника культуры РД, члена Ассоциации искусствоведов Татьяны Петениной, у автора выставки нет ни предшественников, ни последователей.
– Можно говорить об Эдуарде Путерброте и Мураде Кажлаеве, приводить имена и фамилии художников российских и мировых. Но Юрий Алексеевич – художник другого формата, он живет в своем мире, не играет роль, не пытается кому-либо понравиться, – отмечает искусствовед. – Творчество Августовича – непростое, оно требует определенного интеллектуального и духовного развития. В его художественных и графических работах чувствуется архитектоника. Это его почерк, способ мышления и понимание этого мира. У Юрия монохромная живопись, он апеллирует небольшими градациями, штрих занимает важное место.
– Состояние некой статики, присутствующей практически во всех его работах, заставляет ощущать момент ритуала. Философское содержание его работ, причем достаточно глубокое, будоражит интеллект. Искусство Августовича не для ублажения глаз или приятного времяпровождения. К мысли его нужно пробираться и добираться, – отметила она.
Завершил торжественную часть сам юбиляр словами: «Я получил большое эмоциональное удовольствие от слов всех выступающих, от присутствия людей в этот день и их поддержки. Но хочу отметить, что всего бы этого не было, если бы мои родители не были идеальными, потому что я все унаследовал от них: мораль, содержание, чувственность. Мои родители всегда жили и творили на высоком уровне, у них не было проходных работ, они были настоящими художниками, самовыражающимися в своих работах».