X
08:32 20.12.2024

Философия образов

Светлана Бондарева
Выпуск - 2024 № 190
62

20 декабря в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой открывается ретроспективная выставка известного дагестанского художника Евгения Голика.

– Картина – это не «знак» и не «пятно», а нечто вроде «зеркала души для зрителя», что-то вроде инструмента для медитации, и, по-моему, чем выше художественная ценность картины, тем быстрее и на более долгий срок она вводит зрителя в это медитативное состояние, заставляющее размышлять о смысле собственной жизни и дающее толчок к самосовершенствованию и развитию, – говорит о смысле картин Евгений Голик.

Евгений Джес (псевдоним Голика) – философ и художник …, нет, художник и философ, и музыкант. За этим рок-н-ролльным псевдонимом скрывается персона, о которой прямо вот так и не скажешь: «его многие знают, но никто не видел», но и не назовёшь завсегдатаем всех творческих тусовок. А в последние несколько лет по определенным причинам Джес, он же Евгений Голик, вообще почти не выходил из дома и был замечен только на выставке и творческом вечере еще в доковидные времена, в начале 2019 года. Все, кто знаком с Евгением, отмечают его художественный талант и многогранность личности. Вообще складывается впечатление, что сам Джес считает себя в первую очередь музыкантом, балующимся красками. А мы, окружающие, упорно зовем его художником, который еще и пишет трактаты и манифесты, а в свободное время сочиняет музыку… Нам ближе такая его экзистенция.

Евгений Джес – один из лучших живописцев Дагестана, выставок которого всегда ждут любители искусства. Он неустанно работает, создавая новые страницы своего философского трактата в красках. На открывающейся юбилейной выставке «60+1» в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой посетители смогут увидеть работы автора из разных периодов творчества.

Парадоксальность художника

Наш юбиляр в дагестанской художественной среде всегда стоял особняком, не вписываясь в мэйнстрим. Ни в советской своей юности, когда был в цене хороший реализм, а ему хотелось сюра (в смысле живописного стиля, а не абсурда). Ни позже, когда постсоветское искусство, вырвавшееся в 90-е из андеграунда, с упоением явило впечатляющий фейерверк постмодернистских течений, постирония не пришлась по вкусу живописцу с академической школой. Он, как последний рыцарь в начищенных доспехах с его же картин, оставался верен своей однажды нащупанной между крупными автострадами заветной тропе.

Тем не менее творческий путь Евгения Джеса наблюдателю кажется довольно прямым, без резких поворотов и зигзагов. Да и серьезных конфронтаций с соратниками по цеху у него не было. Со студенческой скамьи неустанно совершенствовал мастерство, лишь слегка экспериментируя с техниками. В его полотнах поныне всё так же красиво и загадочно материализуются фантастические сюжеты, узнаваемы манера и цвета. Но вот что не всем видно – большие, даже радикальные изменения претерпели его идейные позиции по отношению к роли искусства и месту художника в нем, концептуальный подход к живописи и философии искусства. В этом, наверное, самый главный парадокс художника, который запутывает зрителей и исследователей всего творчества. На полотнах мы видим мистику и романтизм, а автор уверяет нас, что их там нет и в помине, нет никаких тайных смыслов, а всё, что мы видим, и есть смысл изображения. Возможно, если знать, в какой парадигме, в каком философском течении мыслит художник, и для нас всё станет яснее ясного.

В начале всегда слово

Со времён модернизма и постмодерна, рассматривая искусство того или иного художника, мы усвоили, что живопись (перфомансы, акционизм) является вершиной айсберга его внутренней позиции, его идеологически-философским проявлением. Но в случае с Джесом обнаруживается, что да, он придерживается вполне определенной философской теории попперианства, является критиком и антагонистом «континентальной философии», которая как раз породила дадаизм и сюрреализм как выражение творческого овеществления идеи метафизического и мистического в картинах. А вот его искусство визуально встраивалось бы в теорию сюрреализма, тем более, как мы знаем, он питает давнюю и верную любовь к манифестарному наследию А. Бретона, на которого неоднократно ссылается.

Именно по этой причине живопись Евгения начала – середины 90-х гг. классифицировалась искусствоведами, в том числе и автором статьи, как сюрреалистическое искусство отчасти из-за внешних перекличек с «надмирными» сюжетами С. Дали, Р. Магрита и других участников движения, зародившегося в довоенной Франции. Отчасти этому мнению поспособствовал и сам Джес, в своих интервью и статьях неоднократно ссылаясь на три манифеста Бретона. Кстати, в начале 90-х художник-философ написал и собственный манифест современного искусства, а также подверг критике «всяких шпенглеров», очевидно, не соглашаясь с его цивилизационной теорией по поводу заката Европы.

Во всем был виноват Дали

Хотя основоположником сюрреализма и был Андре Бретон, но амбассадором стиля, как сейчас модно выражаться, стал Сальвадор Дали. И знакомство с сюром у многих произошло через потрясающие воображение работы гениального и с «сумасшедшинкой» андалузца. Увлечение Евгения нереалистическим искусством началось со статьи о Дали, подвернувшейся в 1982 году. Тогда текст о сюрреалисте и его знаменитая «Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)» на фото оставили неизгладимый след и перевернули сознание студента-художника. Фрейдистские мотивы и ницшеанство испанского художника, очевидно, отличались от принципов, на которых зиждилось академическое искусство, преподаваемое в ДХУ, – пусть не строго соцреализм и с допущениями в поисках стиля и форм воплощения, с ноткой романтизма, эсхатологичности, театрально-карнавальности, декоративности.

Евгений изучает идейные и стилистические истоки и саму возможность появления подобной живописи и в своем раннем творчестве также исследует и охотно отображает иррациональные образы и метафоры. Глядя на загадочные картины Джеса, мы закивали головами: да, да, есть в них что-то таинственное, неземное. И верим, что художник хотел нам что-то сказать, зашифровал знаки… Но их автор сегодня категорически отрицает существование в картинах каких бы то ни было знаков. Он убежден, не существует и никакого языка живописи и искусство не про «зачем», а про «как».

Убеждение Джеса в том, что живопись должна быть фигуративной и «эстетичной», роднит его с Дали, писавшим преимущественно в академической манере. Парадоксально: даже мерзкие чудовища Дали «со всей кровью и фекалиями» – пострашнее гойевских «Капричос» и босховских демонов – написаны эстетично. Но в работах Е. Голика все же не так много той фрейдистской болезненной нотки, отличающей сюрреализм. И красиво порой до восторга. Какие цвета, уверенная кисть, какое величие природы! Вот дома и сараи над обрывом… И всё о том, о чем не принято говорить в светском обществе. Зачем? На это отвечает художник в своих теоретических работах.

Философское

Творчество Евгения Джеса в разные периоды испытывает влияние философских концепций, базисных для стиля. Ориентироваться в течениях научной мысли ему помогает авторитетный педагог-искусствовед из ДХУ Сталина Андреевна Бачинская. С тех пор философия творчества и общественных процессов является одной из сфер его интересов, так или иначе отраженных в работах последних лет. Начав знакомство с критических трудов неомарксистов «франкфуртской школы», Хайдеггрера, Ницше, Фрейда, Евгений позже увлёкся идеями мистиков и иррационалистов (ну а кто в то время не читал Е. Блаватскую, Н. Бердяева, С. Кьеркегора?). Он также увлечен древней историей, антропологией, сравнительной мифологией, фольклористикой. Одна из первых его живописных серий по мотивам романской средневековой «Песни о Роланде» имела успех. Но философия и живопись существовали для него параллельно – до определенного момента.

В ранней живописи Евгений Джес исследует и охотно отображает на полотне фантастические образы и метафоры. Изображенные им сюжеты энигматичны и заставляют зрителя разгадывать, что хотел сказать художник, зашифровав в понятных очертаниях реалистичных форм символические знаки, отсылки к архетипам, которые мы охотно угадываем в его работах.

Период увлеченности иррационалистическими течениями континентальной традиции длился недолго, и к середине 90-х Е. Голик отдает предпочтение аналитическому направлению, выделяя концепцию фальсификационизма К. Поппера, логический атомизм Б. Рассела, труды по аналитической философии языка. С тех пор он разрабатывает свою концепцию языка и основанную на нем эпистемологию, несколько отличную от той, которая господствует в аналитической философии. Он последовательно не любит витгенштейнианцев, выступает против релятивизма и антиреализма, и его в последнее время наиболее занимает тема «Европейского проекта» – синтез историко-антропологического и эпистемологического исследования.

Метафизический реализм

С 2000-х годов Джес декларирует идеологические предпосылки своего творчества в рамках метафизического реализма. Непосвященному зрителю достаточно трудно по картинам художника определить, где закончился сюрреализм и начался метафизический реализм. Сходные визуально и по эмоциональному воздействию, два этих направления в живописи имеют концептуальные различия. Сюрреализм основан на автоматизме, психоанализе и традициях романтизма. Изображаемые предметы нереальных размеров, композиция и линейная перспектива часто нарушены.

Метафизический реализм

В метафизическом реализме всё правильно и достоверно («возможные миры» С. Крипке). Видимое изображение реального мира, перспективы предметов и явлений в нем сочетаются с еще непознанными эмпирически (трансцендентными) невидимыми сторонами бытия. При этом ощущается некая тревожность, предчувствие или присутствие чего-то, чего мы пока не в состоянии увидеть. Как в работах Дж. де Кирико, К. Кара, изображавших «загадку» безлюдных городских площадей в стиле кватроченто, манекенов, готовых ожить. В одних работах Евгения среди маньясковского монументального величия и тягучести времени возникают призрачные фигуры, олицетворяющие какую-то метафору, и мы понимаем – это «сюр». А если мы видим застывшие горы и очень живописный одинокий нужник над обрывом, вокруг ни души, но в воздухе витает какая-то беда – это метафизический реализм.

Какой смысл кроется в картинах художника-метафизика? Философ Джес утверждает: «Когда художник пишет какую-нибудь вещь, то он пишет саму вещь, а не знак вещи. Картина – это окно в мир воспринимаемых вещей, а не смыслов…». Но как же быть с образами, сюжетами, рождаемыми фантазией художника? Можем ли мы однозначно воспринять единственно верный смысл картины? Тут мы получаем ответ: «Появление на каком-то историческом этапе пейзажной живописи говорит о том, что искусство полностью освободилось от какой-либо символической функции. Пейзаж абсолютно лишен какой-либо знаковости, он не отсылает к каким-то объектам и лишен какого бы то ни было смысла (в смысле наличия значения), он «ценность в себе», – пишет Евгений Джес в противовес популярному постмодернистскому тезису Ж. Деррида, заявившему, что у картины может быть много смыслов, у каждого зрителя – свой».

Художественный почерк

Еще в 80-е Евгений в поисках своего стиля пробовал писать в барочной технике, находясь под большим впечатлением от творений виртуозов  европейской культуры эпохи XVII—XVIII веков. И к 1990-м годам сложилась его узнаваемая живописная манера, в которой можно углядеть обращение к наследию Дж. Креспи с его динамичными разворотами фигур и аллегорическими сюжетами, к Дж. Б. Тьеполо – с драматичными героями в сложных ракурсах в разворотах бесконечных пространств, к фантастическим пейзажам с величественными руинами древних храмов и призрачными вытянутыми фигурами А. Маньяско, к гениальной игре светотени Рембранта. Каждый из этих художников был изобретателем и новатором внутри стиля барокко. Один смягчил караваджиевскую светотень и сделал лепку лиц и фигур более объемной и светящейся, другой изобрел новую манеру письма «пятно-мазок», третий вывел из фоновой тени монументальный пейзаж, придав ему мистической многозначности и волнующей динамичности. Живописные приемы, позаимствованные у этих мастеров, характерны для раннего периода творчества Евгения Джеса.

Последние годы у художника выработалась своя, не похожая, пожалуй, ни на чью, техника. Вкупе с впечатлением от манеры позднего Рембранта добавились приемы, разработанные импрессионистами, менее тщательная прорисовка деталей, динамичность изменчивого впечатления от натуры – это заметно в пейзажах последних лет, особенная работа с красками на холсте, которую сам художник называет «цветовая каша». Все это у художника переплавилось в свой индивидуальный очень узнаваемый почерк. Его картины трудоемки в исполнении, пишутся довольно долго, послойно, небольшими мягкими мазками.

Если говорить о цветовой палитре Джеса, то это преобладание спокойных, «природных» цветов и оттенков: охристо-золотисто-болотных и серо-голубых (земля-небо), светотень не резкая, объемная. В ранних работах больше ярких, теплых оттенков земли, огня, они как бы более проявленные. Художник подтверждает: последние 25 лет палитра более или менее стабильна. Хотя, к предпочтению светлых пастельных, полупрозрачных тонов он пришел через многолетние поиски и пробы, да и сейчас еще продолжает экспериментировать.

Простое в сложном

Искусствовед, философ и художник Сабир Гейбатов, с которым они были друзьями, но при этом идеологическими противниками по принадлежности к противоположным течениям философской мысли, назвал Евгения Джеса (Голика) самым западным художником. Неспроста. Развивая свою мысль в русле европейской школы логической философии, он привносит логическое обоснование долженствованию в искусстве своем и вообще истинном. Джес считает, что, искусство не должно иметь тайного смысла и изъясняться знаками, что несомненно, порадует зрителя, неразвращенного всякими авангардами и концептами, а жаждущего из самых своих высоких побуждений видеть на картине то, что не надо разгадывать как шараду (типа «Черного квадрата»), а понимать прямо: «что видел художник, то нарисовал, что нарисовано, то и вижу. Лепота, и душа, как гармонь раскрывается…». Для такого случая есть в арсенале художника немало хороших пейзажей, в которых воплотилось художественное мастерство и тихое, простое счастье видеть и передавать красоту окружающего мира. И никаких тайных сущностей за горным уступом или в гуще дачных деревьев, мол, не ждите.

Статьи из «Культура»

Сила, покоряющая вершины

175
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Шагане ты моя, Шагане!

60
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

4
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

19
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

135
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

19
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

24
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

80
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

17
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...

Высокую культуру – каждому

35
В самом центре старой части Махачкалы расположено здание Дагестанской государственной...

Гордость консерватории

26
Большим событием в культурной жизни страны явилось 55-летие Астраханской государственной консерватории. За эти годы (она 8-я по счёту в России) ею подготовлено более...