Фольклор – основа танца
Мастер-класс для хореографов Северного территориального округа Дагестана прошел в Хасавюрте на базе хореографического ансамбля «Эхо гор».
В нем приняли участие педагоги-хореографы Казбековского, Новолакского, Тарумовского, Кизилюртовского, Кумторкалинского районов, городов Хасавюрта, Кизляра и Южно-Сухокумска. Мероприятие прошло в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Вели мастер-класс художественные руководители ансамблей «Дети Кавказа» – Майрам Казимова, «Эхо гор» – Даудбек Гасанов и «Поколение» – Наби Салаватов.
Даудбек Гасанов обратил внимание коллег на репертуар современных детских ансамблей, подчеркнув, что нельзя давать детям репертуар, не соответствующий их возрасту. Например, изображать любовь на сцене, показывать сценки, где юноша ворует девушку, чтобы жениться на ней и т.д. Эти темы приемлемы для взрослых коллективов. Это то же самое, что одеть большое платье на ребенка, он будет комично выглядеть. Д. Гасанов призвал коллег не торопиться на сцену, от этого может пострадать качество танца. Лучше потратить время на сбор материала для качественного хореографического номера. В музеях, книгах по истории и других источниках можно найти интересные темы для новых номеров. На примере ногайского танца «Белая шапка» Д. Гасанов рассказал о своем опыте создания фольклорного репертуара.
— Один из первых номеров ансамбля «Эхо гор» – ногайский танец. Костюмы к этому танцу сделаны по эскизам ногайского художника, музыканта, фольклориста Сраждина Батырова. Мелодию наиграл Алибий Романов, известный в Дагестане исполнитель народных песен, музыкант, который не только играет на домбре, но и изготавливает этот традиционный музыкальный инструмент, – сказал он.
Майрам Казимова отметила, что Дагестан – неисчерпаемый кладезь фольклора, традиций и обычаев, к ним надо обращаться ради обогащения репертуара, для сохранения преемственности поколений в традиционной хореографии. Для обогащения материала, по ее мнению, необходимо обращаться и к народному декоративно-прикладному искусству, используя в танце готовые изделия или изображая процесс их изготовления. Например, у ансамбля «Унцукуль» есть хороший номер, в котором через танец зрителю демонстрируется старинный промысел – насечка металлом по дереву.
В ходе мероприятия также говорили о необходимости проведения конкурсов на лучшее исполнение фольклорного танца. С хореографическими номерами выступили ансамбли «Эхо гор» из Хасавюрта, «Дети гор» Кизилюртовского района и «Натали» из Кизляра.